Современная экономическая ситуация в России, создавая
предпосылки для позитивных перемен в обществе, повлекла за собой ряд новых, в
том числе и социальных проблем. Смена идеологии и системы ценностей, удорожание
жизни, нестабильность правовых и моральных критериев, локальные военные и
межэтнические конфликты ведут к безработице, миграции беженцев, криминализация
общества и пр. Происходят существенные сдвиги в демографической ситуации в
стране.
В результате в укладе жизни людей происходят изменения,
влияющие, прежде всего, на социальное здоровье населения. Они провоцируют
социальную дезадаптацию людей, повышение уровня эмоциональной напряженности и
агрессивности, изменение системы взаимоотношений и взаимодействия на основе
новых ценностных ориентиров.
Происходящие в обществе процессы особенно болезненно
сказываются на подрастающем поколении. Сегодня вызывает опасения уровень
здоровья детей и рост проявлений социальной дезадаптации. Постоянно
увеличивается количество детей, лишенных родительского попечения, растет число
детей, вовлеченных в преступную деятельность, увеличивается детская
проституция, наркомания, алкоголизм. Многие дети оказываются в асоциальной,
зачастую криминальной среде. Особую тревогу вызывает увеличение количества
безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной
дезадаптацией, высокая преступность несовершеннолетних.
Адаптация в своем психологическом аспекте предполагает приспособление
человека как личности к существованию в конкретном обществе в соответствии с
его требованиями и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Проблема адаптации детей из социально неблагополучных семей к обществу
является одной из самых важных, поскольку именно от благополучности протекания
адаптации во многом зависит успешность дальнейшего становления личности
ребенка. Социальный педагог, зная условиями воспитания детей в социально
неблагополучных семьях, факторы и причины их отклоняющегося поведения, и
учитывая их, может помочь ребенку в успешном решении его проблем.
Объектом исследования является социальная адаптация.
Предметом исследования – работа социального педагога по социальной адаптации
подростков из неблагополучных семей.
Целью работы : выявить дезадаптированных подростков из неблагополучных
семей.
Задачи исследования:
1.
Изучить
психолого-педагогическую литературу по проблеме социального неблагополучия
детей и их семей.
2.
Провести
диагностику уровня социальной адаптации, выявить причины дезадаптированности
подростков.
3.
Составить рекомендации
для родителей с целью организации эффективного взаимодействия и коррекции их
воспитательных воздействий на дезадаптированного подростка.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие
методы исследования : изучение и анализ психолого-педагогической
литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение
педагогического опыта, обобщение.
|