Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения
при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими
и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер,
направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию
на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из
необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию
занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие
факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от
человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение
населения в городской и сельской местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной
занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего
динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой
связи следует выделить два блока проблем:
– оживление экономической ситуации и инвестиционной
активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала,
разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности
предприятий и организаций в рабочей силе;
– совершенствование системы оплаты труда, расширение
возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных
бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий,
дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных
социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и
пенсионеров.
В реализации первого направления большое значение приобретают
методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в
экономике и развития новых форм собственности.
Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу
реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими
словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест
(естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих
производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях
экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования
инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств
(предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.).
Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия
спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что
предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование
экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в
конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации мер по
регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных
ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие
места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.
Существенное влияние на ситуацию на федеральном и
региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и
переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует
акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в
профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное
образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное
противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения
готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся
тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую
очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что
конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет
способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.
В настоящее время возникает необходимость активизации
деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному
учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий,
учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию
соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать
дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене
учебного процесса и производственной практики (опыт Германии), что позволит
устранить определенные противоречия между формальным образованием и реальным
содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.
При решении вопросов регулирования занятости населения важно
учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая
степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих
(отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и
увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к
рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку
в отдельных регионах, городах и сельской местности.
Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в
России в условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо, следует
ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы в размере 7-8%,
определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности
экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это
ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.
Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов
исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного движения
населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся на
региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного
населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер,
связанных с их расселением и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким
образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на
создание единого политического и экономического пространства на территории
бывшего СССР, позволяющего простому россиянину (а не беженцу или вынужденному
переселенцу), проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать
свое право жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации.
Достичь этого можно только путем политических и экономических решений.
Перемещение людей в экономическом пространстве должно
происходить прежде всего сообразно их интересам. Причем роль государства
заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие
правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили
заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.
Рассматривая характерные особенности региональных рынков
труда, следует прежде всего учитывать специфику территориального распределения приростов
численности населения трудоспособного возраста. В частности, преобладающая
часть (примерно 3/4) прироста численности населения трудоспособного возраста в
1998–2010 гг. будет приходиться на Поволжский, Волгоградский экономические районы,
и без того характеризующиеся излишками трудовых ресурсов и относительно низким
уровнем занятости населения.
Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для
создания новых рабочих мест. В соответствии с приказом Федеральной службы
занятости от 01.01. 2010 г. за счет средств фонда рекомендуется осуществлять:
– инвестирование и выдачу кредитов непосредственно
товаропроизводителям на договорных началах под гарантии сохранения, создания
дополнительных или новых рабочих мест;
– инвестирование и кредитование предприятий и организаций,
осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных
граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
– финансирование и кредитование безработных граждан,
изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью.
В настоящее время в законодательной и хозяйственной практике
слабо учитываются территориальные особенности формирования и использования
трудовых ресурсов. основное внимание должно быть уделено созданию необходимых
экономических, организационных и правовых предпосылок для привлечения
инвестиций (в том числе зарубежных) с целью реконструкции, модернизации и
технического перевооружения действующих производств, более эффективного
использования основных производственных фондов и рабочих мест, постоянного
снижения доли малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и
сельском хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с
тяжелыми и вредными условиями труда.
В то же время в трудоизбыточных районах страны для
обеспечения занятости населения следует открывать (в первую очередь в сельской
местности, в малых и средних городах) небольшие предприятия и производства по
переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению
строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья и
отходов производства, а также предприятия и организации сферы обслуживания.
На ситуацию на региональных рынках труда большое влияние
оказывает отраслевая структура производства. В частности, анализ отчетных
данных показывает, что в тех отраслях, где уровень оплаты труда выше (например,
в добывающих отраслях промышленности), количество свободных (вакантных) рабочих
мест незначительно. В то же время, например, в машиностроении, где уровень
средней заработной платы в начале 2007 г. составлял всего 72% средней зарплаты
по промышленности в целом, количество свободных (вакантных) рабочих мест
достигло 48,5 тыс. единиц, что составляло примерно 43% всех свободных рабочих
мест в промышленности.
При разработке прогноза социально-экономического развития
России на 2010 г. особое внимание уделялось выравниванию уровня заработной
платы работников материального производства и отраслей непроизводственной
сферы. Политика в области труда и его оплаты по основным сферам хозяйства
России в 2010 г. разрабатывалась таким образом, чтобы создать приоритеты для
сферы обслуживания населения. В частности, в непроизводственных отраслях
предусматривается рост численности работников с 20,4 млн. человек в 2007 г. до
20,6 млн. человек в 2010 г. Среднемесячная оплата труда здесь возрастет по
сравнению с 2005 г. в 2,1 раза. Последнее обстоятельство позволяет несколько
сократить разрыв в оплате труда работников производственных и
непроизводственных отраслей.
Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных
органов исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости
населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы
механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно
эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях,
обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных
(на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны
предусматривать не только административное, но и косвенное экономическое
влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.
Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер
носит та или иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное перераспределение
работников в целях снижения общих объемов высвобождения кадров), тем выше
вероятность использования прямого административного воздействия.
В то же время для решения долгосрочных стратегических задач,
связанных, в частности, с формированием оптимальной региональной
производственной специализации на тех или иных территориях, требуется глубоко
продуманная политика привлечения в эти сферы как местного, так и внешнего
капитала, основанная на реализации комплекса в первую очередь финансовых и
внешнеэкономических мероприятий.
Одновременно с учетом близости объекта управления при одинаковом
характере решаемых задач в области занятости населения доля прямого
административного регулирования на региональном и отраслевом уровнях будет
существенно выше, чем на федеральном. Этому, в частности, способствуют и
принимаемые директивные решения, связанные, например, с предоставлением права
региональным органам исполнительной власти устанавливать предельно допустимый
уровень безработицы, сдерживать высвобождено работников с предприятий и
организаций и т.д.
Такие же сложные комплексные проблемы, как формирование
единых общероссийских рынков капитала, товаров и труда, обеспечение их
оптимального взаимодействия и функционирования, создание единой
финансово-кредитной, налоговой, антимонопольной и внешнеэкономической политики,
решение методологических вопросов приватизации и акционирования,
разрабатываются на федеральном уровне и уже потом адаптируются к специфическим
отраслевым и региональным условиям.
Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации,
состоит в том, что старые производственные структуры, не способные
адаптироваться к изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное
влияние кризиса и в первую очередь обусловливают глубину спада производства.
Рассчитывать на то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести
страну из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них
пока не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более
эффективных и конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает
концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование
промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы
совершенствования государственной статистики в области занятости населения,
формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие
статистической информации по вопросам использования рабочей силы на
негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них
процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и
оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости
населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы
и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены
вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в
организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и
переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические
исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм
собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на
многообразие различных видов деятельности населения.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и
эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного
населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка
труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться
применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной
перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
|