Теория социальной стратификации и ее роль в исследовании социальной структуры украинского общества.

В теории стратификации в центре внимания постоянно находится проблема равенства – неравенства.

Первыми попытались объяснить природу социального неравенства К. Маркс и М. Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства, - класс капиталистов-угнетателей, и тех, кто может продавать только свой труд, - угнетенный рабочий класс, или пролетариат. Для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Вебер, в отличие от Маркса, утверждал, что существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения. И предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс(экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждый из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.

Современные исследования основных компонентов неравенства, как правило, начинается с понятия власти, которая рассматривается как возможность субъекта в своих интересах определять цели и направления деятельности других социальных субъектов, распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения и т.д. В структуре властных отношений основой является распоряжение ресурсами, позволяющее субъекту подчинять себе других людей.

Второй компонент социального неравенства – это собственность, которая выступает одним из важнейших социальных институтов. Собственность раскрывается как процесс распоряжения, владения и присвоения. Это означает, что собственность является властными отношениями, формой экономической власти, то есть властью собственника предмета над теми, кто им (предметом) не обладает, но кому он необходим.

Третьим компонентом измерения неравенства выступает социальный престиж, который определяется первыми двумя. Престиж – явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость – присваивать титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое «умение жить». Эти действия и объекты играют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость. Престиж большинства современных людей определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образом жизни, а происхождение и богатство имеют меньшее значение, чем сто лет назад. При этом личность и общительность человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль в определении их престижа.

Однако в обществе происходят постоянные изменения, перемещение людей и социальных групп из одного класса (слоя) в другой, перемещение в границах одного слоя из одной группы в другую, изменение властных слоев, возникновение новых социальных групп и пр.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включаются в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». Он различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход от одной социальной позиции к другой, расположенной на том же уровне. Индивид не изменяет социального статуса, он остается в том же самом социальном слое.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта