Профессиональная этика социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас

Медико-психолого-педагогический характер социальной службы (центра) предполагает сосредоточение усилий военно-социальных работников и военно-социальных педагогов на приоритетном развитии медицинской, психологической и педагогической служб социальной работы в широком спектре оказываемых ими услуг в соответствии с запросами членов конкретного воинского социума.

Принцип педагогизации военно-социальной работы предусматривает использование социально-педагогической теории в качестве комплексной основы, базы для организации военно-социальной работы. Он предполагает:

а) превентивный характер военно-социальной работы, ее преимущественную ориентацию не столько на разрешение обострившейся социальной проблемы военнослужащего или членов его семьи (не отказываясь от этого вида деятельности), сколько на диагностико-прогностическую и профилактически-предупредительную деятельность непосредственно в среде их обитания, в конкретном воинском социуме;

б) введение профессии "социальный педагог" в Вооруженных Силах и соответствующих должностей в социальной инфраструктуре воинских частей, гарнизонов, населенных пунктов, где проживают члены семей военнослужащих и лиц, уволенных в запас;

в) организацию воздействий на все стороны жизни и деятельности военнослужащих и членов их семей; объединение усилий дошкольной и школьной, семейной, военной, производствен­ной педагогики и педагогики общения, превентивной педагогики, педагогики творчества и досуга в единую военно-социальную педагогику в интересах социального воспитания военнослужащих и членов их семей.

Показателями эффективности деятельности той или иной службы военно-социальной работы должны быть не столько характеристики объема и номенклатуры социальных услуг, представленных клиентам в том или ином воинском социуме, сколько характеристики степени социальной напряженности в нем. Профилактическая деятельность, предупреждающая появление социальных проблем, способствующая их позитивному разрешению, и является сущностью социально-педагогической деятельности в военной среде.

Это возможно при наличии в инфраструктуре воинского социума профессионально подготовленного специалиста - социального педагога (для социальной работы с военнослужащими) и педагога социальной среды (для работы с семьями военнослужащих и лицами, уволенными с военной службы). Основными задачами такого специалиста являются: диагностика состояния социальных связей и отношений военнослужащих и членов их семей в конкретном социуме, его социальных проблем; прогнозирование возможных социальных проблем и отклонений (социально-психологических, медико-социальных, социально-нравственных, правовых, экологических и др.); организация и координация деятельности в данном социуме соответствующих профильных специалистов - социальных работников; организация подготовки военнослужащего и членов его семьи (в т.ч. с помощью других социальных педагогов и социальных работников различного профиля) к совместному преодолению возникших или прогнозируемых социальных проблем и др.

Принцип социокультурной направленности военно-социальной работы предполагает:

а) использование понятия "культура социальной военной среды" в качестве цели и критерия оценки уровня развития среды обитания военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в конкретных воинских частях, городках, гарнизонах, местах их компактного проживания; его использование как качественной характеристики способа разрешения задач военно-социальной работы, удовлетворения потребностей ее объектов; применение его в качестве индикатора развития социальной военной среды;

б) ориентацию военно-социальной работы (совместно со специализированными образовательно-воспитательными учреждениями) на формирование многосторонней модели социокультурного поведения военнослужащих и членов их семей как в собственно военном, так и в общегражданском социуме. Многосторонняя модель социокультурного поведения предполагает формирование культуры воинского труда, культуры социального общения и взаимодействия, культуры семейной жизни, быта и поведения, культуры общего и воинского этикета, культуры речи и внешности военного человека, культуры его чувств и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта