Социальная
работа - сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к
личности специалиста особые требования: умение рефлектировать и оптимально
регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями.
В
современных условиях возникает необходимость формирования гибкой распределенной
системы дополнительного пожизненного образования, с помощью которой человек
может непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки которые
позволяют быть профессионально мобильным и творчески активным человеком.
Перед
нашим обществом все острее стоит проблема подготовки и переподготовки
специалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджменте
социальной работы от того, как подготовлены кадры, каким уровнем
профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей
деятельности организации. Основным фактором конкурентоспособности организации,
ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к
труду, то есть уровень профессионализма и творчество работников.
Поэтому
чрезвычайно остро стоит проблема кадров. Вот только одна цифра: на 89
территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс. человек. Многие
из них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги,
психологи, социологи и т.д.), но не имеют подготовки социального работника.
В
различных университетах города Иркутска действуют курсы повышения квалификации
для практических социальных работников. Но прием на них небольшой: 25 человек.
Открыты также курсы по переподготовке преподавателей социальной работы. Но
этого недостаточно.
Глубинным
для системы обучения специалистов по социальной работе выступает противоречие
между необходимостью их массовой подготовки и совершенно уникальными
качествами, которыми должен обладать человек, занимающийся этой деятельностью.
Эта проблема усугубляется еще и тем, что стремительно развивающаяся как
профессия социальная работа испытывает острый недостаток в квалифицированных
специалистах, несмотря на то, что на сегодняшний день переподготовка
специалистов по социальной работе осуществляются на базе 100 государственных, а
также большого числа негосударственных образовательных структур.
В государственном
университете ведутся исследования в области повышения эффективности подготовки
и переподготовки социальных работников, где наряду с постоянным улучшением
качества подготовки специалистов, можно выделить и ряд проблем. В частности, в
содержании профессиональной подготовки не всегда учитывается общее и
специфическое в социальной работе, компонент общечеловеческой культуры и регионально-этические
особенности. В процессе обучения недостаточно внимания уделяется практическому
обучению, недостаточно разработаны содержательные и методические основы практической
подготовки специалиста.
Исходя из
вышеизложенного, можно сделать вывод, что тема курсовой работы является
актуальной для исследования. Проблемой является несовершенство системы
подготовки специалистов по социальной работе в России. Исходя из данной
проблемы цель – усовершенствовать эту систему. Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
Определить
набор требований подготовки специалистов по социальной работе и круг проблем,
которые делают систему несовершенной.
Проанализировать
опыт подготовки специалистов за рубежом и в России
Наметить
рекомендации по усовершенствованию подготовки специалистов по социальной работе
Последовательная
реализация данных задач позволит достичь цели курсовой работы.
|