Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям
связан с большими трудностями, возникновением многих социально- экономических
проблем. Одна из них - проблема безработицы, которая неразрывно связана с
людьми, непроизводственной деятельностью.
Безработица представляет собой проблему, оказывающую наиболее прямое и
сильное воздействие на каждого человека. Если безработица широко
распространена, она оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Ее
жертвами становятся миллионы рабочих, их семей, целые городские и сельские
районы.
Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом
состоянии людей. Как отмечает Висенс М., хотя она и может оказаться
созидательным, мобилизирующим волю испытанием, большинство прошедших через это
говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были
без работы дольше несколько недель.
Исследователями отмечается, что столкновение с безработицей отрицательно
сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья и уровне
смертности, пристрастии к алкоголю и другим психоактивным веществам. Более того
сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают
различной степени сложности заболевания на нервной почве (возникают депрессии)
и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто теряет
ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь.
В этой связи особенно актуальным становится изучение современных
процессов, происходящих на рынке труда, а также последствий роста безработицы и
особенностей социальной и социально- педагогической работы с безработными
гражданами.
Особенно важной является проблема молодежной безработицы. Бесспорным
достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах.
В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших
профессиональное образование, в результате чего многие из них вынуждены
работать не по специальности.
Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на
протяжении последних пяти лет составляет 30 % и выше.
Проблема молодежной безработицы и безработицы в целом имеет далеко
идущие последствия. Как правило, незанятость человека и в связи с этим
финансовые трудности могут привести к совершению преступлений (воровство,
грабежи). Такие явления как наркомания и алкоголизм стали в последнее время
частыми спутниками безработных граждан.
Несомненно, существуют также и психологические проблемы. У тех, кто не
может найти себе работу, наблюдаются значимые изменения в оценке своей
компетентности, активности, удовлетворенности жизнью.
Проблема безработицы, и в частности, молодежной безработицы наиболее
широко отражена в работах Н.Н. Абакумова, В.П. Белова, И.Д. Бестужева- Лады, В.
Верма, Н.А. Дунаевой, Л.А. Йовайша, И.К. Заславского, Ф. Механа, Р. Хуссуманса
и др.
Проблемой нашего исследования является выявление причин и последствий
молодежной безработицы и определенных возможностей их преодоления. Несомненно,
данную проблему необходимо решать на государственном уровне. На данный момент государство предоставляет
дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и
испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые
программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие
места и специализированные организации. В настоящее время для создания
эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем
безработного и членов его семьи создаются службы занятости, осуществляющие
комплексное урегулирование вопросов трудовой сферы и решение вопросов
трудоустройства и безработицы. Но, как представляется, непосредственная работа с молодежью, еще только
начинающей искать свой профессиональный путь должна носить превентивный
характер. В частности это профориентационная деятельность, направленная на оказание
помощи школьникам
сознательно выбирать профессию с учетом социального заказа общества и
собственных способностей и интересов, поскольку, как отмечают многие
исследователи (К.Х. Брайкер, Н.Н. Захаров, А.Д. Сазонов и др.) неправильно
выбранная профессия, не соответствующая способностям и возможностям человека
также является основным фактором безработицы.
Объект исследования: безработица
Предмет исследования: Молодежная безработица как социально-
психологическая проблема, пути ее решения.
Цель исследования: Изучение проблемы молодежной безработицы и основных
направлений социально- педагогической работы по ее решению.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по данной
проблеме.
2. Определить понятия безработицы,
сущности и причин и последствий ее возникновения.
3. Изучить практические методы
исследования проблемы молодежной безработицы.
4. Раскрыть основные направления
социально- педагогической работы по решению проблемы молодежной безработицы.
Методы исследования
1. Теоретический анализ литературы по
проблеме
|