Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых
людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система
социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально
положительное отношение к семейному образу жизни.
Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего
семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным
отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией
семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных
отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и
внутрисемейного насилия. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы
ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение,
прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место
занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.
В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается,
и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше,
чем десять лет назад.
В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения.
В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо
свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих
странах все более широкое распространение получает новый тип отношений -
незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак,
при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.
Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что
семья остается основной ценностью для молодежи.
Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе
социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и
нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в
психологических знаниях и умениях.
Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к
семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли
семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.
Объектом курсовой работы является подготовка молодежи к семейной жизни.
Предметом курсовой работы являются социально-педагогические особенности отношения
к браку и предбрачным отношениям современной молодежи.
Целью данной курсовой работы является теоретико-практический анализ
социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к семейной жизни.
К основным задачам можно отнести:
·
определить
возрастные особенности подготовки к семейной жизни;
·
определить
основные пути решения социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к
семейной жизни;
·
проанализировать
ролевые отношения в семье;
·
изучить отношение
студентов к браку, предбрачным отношениям в современных условиях;
·
выявить основные
приоритеты и ценности современной молодежи;
Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном
средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.
Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует
и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их
социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей
членов семьи друг перед другом и перед обществом.
С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической
готовности молодого человека к вступлению в брак является его готовность не
только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к
осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм,
регулирующих брачно-семейные отношения.
Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни, формирование
адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной
ситуации в сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой,
чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.
|