Формирование гендерной культуры как аспект подготовки молодежи к семейной
жизни
На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с
самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых,
стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры.
Будучи рожденными, девочка или мальчик вовлечены в совокупность
хромосомных, гормональных, генитальных, социальных, коммуникативных и других
различий. Очевидно, что вся жизнедеятельность человечества имеет половой
оттенок – внешность, манеры, общение, темперамент, деятельность дома и вне его,
ценности и т.д. Иными словами, различные процессы развития человека так или
иначе включены в гендерную систему.
Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы
женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания.
Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли,
быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с
тем что, предписывает нам общество.
Современное общество часто провоцирует человека к универсальному
поведению в различных ситуациях. Соответственно, меняется представление о
гендерных ролях мужчин и женщин, они касаются не только трудовой сферы, но и
семейной. Существует множество ограничений, накладываемых женской или мужской
ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и
небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями.
К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная
социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и
рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны
изменится.[10, 15]
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как
социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных
отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в
организации досуга и в других важнейших функциях.
Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и
воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником
имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились
ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и
буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической
деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда
ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер
функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для
общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания
женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило
конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к
снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.
Прежние, веками действующие представления о том, какими должны быть
мужчины и женщины, становясь мужем и женой, уже не соответствуют требованиям
сегодняшнего дня. С точки зрения идеальных отношений, не должно быть
неравенства и некоего особого распределения ролей. Мужчина и женщина начинают
стремиться, прежде всего, к таким отношениям, которые на протяжении долгого
времени характеризуются яркостью чувственно-эмоциональных переживаний,
направленных на удовлетворение всей совокупности супружеских ориентаций в их
совместной жизни.
Конечно, не стоит стремиться к абсолютному гендерному равенству. В
определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть
сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными.
Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас
наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к
гендерному равенству.
Сегодня очень много внимания в обществе и науке уделяется гендерным
исследованиям. В Республике Беларусь понятие «гендер» впервые было озвучено на
одной из конференций более десяти лет назад. Доступ широких масс к гендерным
знаниям ограничен. Материалы появлялись в виде статистических данных, изложенных
в научном стиле [1,53].
Гендер в психологии - это социально-биологическая характеристика с
помощью, которой людям дают определение «мужчина» и «женщина». Поскольку пол
является биологической категорией, социальная психология часто ссылается на те
гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на половые [5,21].
В Концепции воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь от
1989 г. гендерная культура, раскрывает содержание воспитательной работы и
критерии сформированности - гендерная, культура.
Концепция предусматривает воспитание гендерной культуры у молодежи,
которая предполагает формирование у ребенка представлений о жизненном
предназначении мужчины и женщины, присуще им положительных качествах и чертах
характера; раскрытие психологических, физиологических и этических особенностей
мальчиков-юношей, девочек-девушек; формирование о женском и мужском
достоинстве, этическом смысле красоты детства, юности, зрелости.
Критериями сформированности гендерной культуры выступают:
·
установление
правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки;
·
стремление
к взаимопониманию;
·
наличие
качеств, характерных для мальчика: смелость, рыцарство, трудолюбие;
·
наличие
качеств, характерных для девочек: доброта, любовь к детям, женственность,
забота.
Процесс воспитания личности ребенка правильнее рассматривать как процесс
воспитания личности определенного пола. Еще Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что нельзя
один пол считать совершеннее другого, так и нельзя их уравнять. Воспитание
гендерной культуры направленно на формирование целостной личности
мальчика-юноши-мужчины и девочки-девушки-женщины [3,99].
Жизнедеятельность любого ребенка происходит в условиях неповторимого.
Только ему свойственного окружения. В последнем значительное место занимают
институты, прежде всего семья и школа. Следовательно, необходимо рассмотреть
место и функции всех субъектов воспитательного процесса и их целенаправленную
деятельность по созданию условий для формирования гендерной культуры подростков,
В.Е. Каган выделяет принципы полового воспитания: идейности, реалистичности,
оптимизация задач, активности, понятности и ясности, доверия, правдивости,
чистоты. Например, принцип идейности предполагает решение задач процесса,
формирование гендерной культуры. Принцип реалистичности имеет в виду воспитания
гендерной культуры подростков на основе реалистического понимания гендерной
дифференциации. Часто используется принцип активности, предписывающий не ждать
проблемных ситуаций, а пользоваться всеми существующими и создавать их.
Внутренние побуждения, мотивы поведения мальчиков и девочек формируются
посредством усвоения внешней социальной деятельности. Принцип понятности и
ясности ориентирован на реальные возможности понимания и осмысления подростками
преподносимой информации. Наблюдение принципа правдивости подрывает авторитет
воспитателя. Принцип доверия предполагает серьезное отношение к переживаниям,
интересам и проблемам ребенка. Принцип чистоты определяет нравственное
наполнение и оформление сведений о ноле и отношениях людей разного пола.
Для достижения необходимого эффекта в процессе формирования гендерной
культуры подростков необходимо решить ряд конкретных педагогических задач, к
числу которых относится воспитание: социальной ответственности во
взаимоотношениях между лицами женского и мужского пола; стремление иметь
прочную, дружную семью, отвечающую современным требованиям общества:
равноправия отца и матери в семье; рождение нескольких дети; взаимоотношения
между детьми и родителями; способности понимания других людей и чувства
уважения к ним не только как к людям вообще, но также как к представителями
мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические
психологические и половые особенности; адекватного понимания взрослости: ее
содержания, истинных признаков, проявлений и качеств.
В соответствии с этими задачами каждый подросток должен на уровне своего
возраста знать специфические особенности противоположного пола, считать их
естественными и закономерными, понимать принцип равноправия мужчин и женщин,
осознавать необходимость строить отношения с другими людьми, учитывая их
гендерные особенности,
Для реализации проекта воспитания гендерной культуры подростков были
выделены условия:
1.
В
основе идеологии проекта заложены реализация и удовлетворения запросов, потребностей
и интересов детей;
2.
Наличие
единства намерений и действий семьи, школы, учреждений внешкольного образования
и воспитания;
3.
Творческий
подход к воспитанию;
4.
Компетентность
педагогов [4,24].
Таким образом, главной фигурой процесса формирования гендерной культуры
выступает личность подростка, т.е. в основе заложена реализация и
удовлетворения запросов» потребностей и интересов детей. Большое значение имеет
единство намерений и действий семьи, школы и воспитания. Обязателен творческий
подход к организации процесса воспитания гендерной культуры подростков в
зависимости от ситуации, возраста учащихся, сложившихся; взаимоотношений в
коллективе, Компетентность педагога заключается в четких представлениях о
гендерной культуре, учете особенностей социального развития мальчика и девочки,
знании об учете особенностей сексуального развития и полового созревания.
Семья как фактор подготовки к семейной жизни
(брачно-семейным отношениям)
Социально-педагогические исследования доказывают, что исходной
ориентацией индивида в процессе формирования представлений о личной жизни
является ориентация на создание в будущем семьи. У человека с раннего детства
формируется и закрепляется опыт жизни именно в семье. Для ребенка она выступает
наиболее естественной и благоприятной формой его существования и дает ему
представления о культуре коллективного сосуществования, о культуре труда,
прививает ему навыки интеллектуальной культуры. В семье формируются основные
моральные представления и нравственные принципы. Усвоенные бессознательно, они
сохраняются на всю жизнь.
Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не
только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родитель–ребенок», но и
взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может
способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом смысле уже можно
говорить о том, что ориентации на семью неосознанно начинают складываться с
самого раннего детства и закрепляются тогда, когда в подростковом возрасте, а
то и раньше, ребенка начинают готовить к созданию собственной семьи.
Практически все нравственно-трудовые качества, которые вырабатывались у детей,
непосредственно связывались с их применением в будущей семье.
Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной
жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости) и представляется важной для
становления положительного образа семьи. Важнейшим условием эффективности
семейного воспитания и подготовки к семейной жизни является разумная организация
всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание
порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного
бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, создание
благоприятного микроклимата, совместная трудовая деятельность.
Кроме того, роль семьи на этапе подготовки к семейной жизни заключается в
формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы
поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как
представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе
жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены. [10,5]
Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального
восприятия близких людей. Мать и отец являются исходными образцами мужского и
женского поведения в межличностном общении. Через свое чувственно-эмоциональное
отношение к матери у мальчика начинает формироваться готовность восприятия
женщины вообще. У девочки, соответственно, через чувственно-эмоциональное
отношение к отцу закладывается готовность восприятия мужчины, в частности, как
будущего супруга.
В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что
представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в
самой родительской семье – или как стремление к повторению, или как желание
сделать все по-другому и т. д. Причем во многих случаях эти представления
восполняют то, чего не хватало в родительском доме, т. е. носят своеобразный
компенсаторный характер.
Супружеские отношения родителей задают ребенку вариант того взаимодействия
с будущим супругом, который он, скорее всего, будет реализовывать в своей
личной жизни. Пример родителей также указывает те негативные черты
межличностного взаимодействия супругов, которых ребенок, став взрослым, будет
стараться избегать в своей семье.
Родители воспитывают детей в соответствии со своими ценностными
ориентациями, прививая им свои стереотипы полового и супружеского поведения.
Но, оказываясь вне влияния родительской семьи и приобретая собственный опыт,
индивид сталкивается с иной ситуацией, которая разрушает сформированные
стереотипы. Возникает противоречие: идеального и реального, установок на
супружество старшего поколения и молодежи.
При вступлении в брак они меняются под воздействием реальной практики
совместной жизни до рождения ребенка, а затем, после появления детей.
Возникает целая система противоречий между возникшими представлениями о
супружестве на этапе первичной социализации личности и теми требованиями, с
которыми она сталкивается в своей дальнейшей личной жизни.[10,10]
В последнее время социологи отмечают влияние на процесс социализации
подростков и старшеклассников изменений в самих социокультурных ценностях
родителей. Изменяются как основные жизненные ценности, так и средства их
достижения.
Семья оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор
подростков. Большинство подростков хотели бы получать советы и поддержку у
своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы к обсуждению
со своими детьми вопросов взросления и не уверены в отношении того, какую
информацию следует предоставлять детям.
Для менталитета белорусов характерна жертвенность жизненных целей в
пользу притязаний своих детей: дети должны быть образованнее и жить лучше, чем
родители. Реформы 90-х годов резко сократили возможности родителей по
жизнеобеспечению и образованию детей, но не изменили так же быстро жизненные
установки относительно своего потомства. Завышенные родительские притязания
непосредственно сказываются на детях, у которых тоже возникают завышенные
устремления, а реальные возможности для их реализации резко сокращаются.
В результате целого ряда причин у современных подростков складывается
деформированный, искаженный образ семьи.
Н.И. Шевандрин выделяет следующие факторы, способствующие формированию
неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения:
− аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное
поведение);
− неполный состав семьи;
− недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию
детей;
− негативность отношений между родителями;
− конфликтность отношений в семье;
− вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание
детей [12,55].
В последние годы появилось большое число неполных семей, которые
образуются вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти
одного из родителей или раздельного их проживания.
У ребенка, который живет только с одним из родителей, имеется гораздо
меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта.
Ограниченный круг основных социальных ролей, которые узнает ребенок в
неполной семье, ведет к тому, что ребенок мало знакомится с социальным опытом
людей, что может отразиться на его развитии. Практически для него знакома одна
социальная роль – его матери (или отца, в зависимости от того, с кем живет
ребенок).
Считается, что ограниченные возможности знакомства с разными социальными
ролями в неполной семье больше всего касаются девочек, так как мальчики,
особенно подросткового и старшего школьного возраста, благодаря спортивным,
естественнонаучным или техническим интересам, как правило, находят достаточное
количество мужских примеров, поэтому отсутствие отца у них в определенной мере
сглаживается. Тем не менее, примера полоролевого поведения супругов в семье он
не имеет. У девочки, которую воспитывает одна мать, могут формироваться
искаженные представления о мужчинах. Если у девочки воспитывалось представление
о них на примере крушения идеала матери, ее разочарования, ее неприязненного отношения
к бывшему мужу, то у дочери может развиться общее деформированное представление
об эротике и сексе. Даже без этого ложного воспитания существует опасность, что
девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще
всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных
произведений, кинофильмов или телепередач. Понятно, что такой ребенок при
встрече с действительностью очень легко может разочароваться в жизни.
Отсутствие наглядного образца взаимоотношений мужа и жены, отца и
ребенка, матери и ребенка, отношений каждого из них к семье как коллективу
порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и
семью, что помешает в будущем становлению их собственной семьи. По статистике –
чаще распадаются семьи тех, кто воспитывался в неполной семье.
З. Матейчик подчеркивает, что, несмотря на то, что отсутствие в семье
отца или матери является (с точки зрения социальной подготовки ребенка)
серьезным недостатком, иногда лучше, чтобы вообще не было родителя, чем иметь
деформированный, отрицательный, отталкивающий пример.
Неадекватное представление о брачно-семейных отношениях имеют и дети,
выросшие в так называемых семьях группы социального риска. Чаще всего это
семьи, имеющие алкоголиков, наркоманов, лиц с девиантным поведением, где
применяются различные формы насилия. В таких семьях деформируются представления
детей о супружестве, возникает неправильное понимание ролевого поведения членов
семьи.
Но не всегда неблагополучие проявляется столь явно. Есть семьи, которые
на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях, об их
умственном и физическом развитии. Однако при более близком знакомстве
выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные
конфликты, выяснение отношений. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо
дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику, формирует
неправильные представления о должном поведении в семье.
Немецкий исследователь психологии семьи Линда Анзорг пишет: «Молодые
люди, перенявшие негативные черты поведения своих родителей, испытывают в жизни
большие трудности, чем другие: их семейная жизнь начинается с того, что им
приходится сначала переучиваться, прежде чем начать учиться искусству жить в
семье. Переучивание требует дополнительных сил – как от человека, так и от
окружающего его мира. Почти все родители хотят «хорошо подготовить детей к
жизни», но при конкретном анализе оказывается, что многие дети получают
неблагополучный старт в жизни» [3,156].
Результаты социологических исследований показывают, что роль семьи в
формировании отношения к самому браку и желаемым формам взаимодействия между
мужем и женой, весьма противоречива. В тех семьях, где родители показывают
пример высокой удовлетворенности супругов совместной жизнью, дети в большей
степени ориентируются на реализацию подобных отношений в собственной личной
жизни.
В большинстве семей родители не ставят в качестве одной из воспитательных
задач специальное формирование и развитие ориентаций и установок на идеальное
супружество. Семья, в первую очередь, занимается выработкой тех навыков,
которые потребуются в будущей семейной жизни, уделяя меньше внимания воспитанию
качеств, обеспечивающих высокую удовлетворенность супружескими отношениями.
Указывается лишь на необходимость заботы о близком человеке, однако ее
содержание нередко сводится к выполнению некоторых бытовых функций, а также к
материальному обеспечению мужем своей жены.
Исследования Сысенко В.А. показали, что родители пытаются привить, в
первую очередь, своим детям следующие качества, которые потребуются им в
будущей семейной жизни: трудолюбие, хозяйственность, ответственность,
способность заботиться о детях, умение уступать, самостоятельно зарабатывать
деньги. Они, по мнению старшего поколения, могут обеспечить устойчивые и
длительные, относительно бесконфликтные отношения в семье.
Что касается качеств будущего спутника (спутницы) жизни, то родители
желают видеть: любовь к их ребенку со стороны партнера, ответственное отношение
к нему, умение проявить трудолюбие и хозяйственность.
Если сравнить те качества, которые вырабатывали у детей при подготовке к
семейной и к супружеской жизни, то обнаруживается, с одной стороны, их тесное
переплетение (трудолюбие, хозяйственность). В то же время, обнаруживается отсутствие
четкого понимания самой специфики супружеских отношений, которые требуются
современной жизнью. Любовь не выделяется как главная их характеристика. Она
поставлена в один ряд с умением материально обеспечить семью мужчиной и
способностью приготовить обед женщиной.
Следовательно, особое внимание при воспитании детей родители обращают на
подготовку их к семейной жизни, не выделяя то влияние, которое оказывают на
удовлетворенность ею супружеские отношения. Родители не всегда четко
ориентируют детей на то, что им в первую очередь потребуется для того, чтобы
достигнуть высокой удовлетворенности семейной жизнью и длительности самого
брака: умение любить, сопереживать, сочувствовать, уважать другого человека,
понимать его, быть добрым, уметь общаться и обсуждать проблемы.
В.А. Сысенко так формулирует основные направления деятельности по
подготовке к семейной жизни:
·
нравственная
(осознание ценности брака, детей и т. д.);
·
психологическая
(сумма психологических знаний, необходимых в супружеской жизни);
·
педагогическая
(навыки и способности к воспитанию детей);
·
санитарно-гигиеническая
(гигиена брака и быта);
·
экономическая
и хозяйственно-бытовая. [5,54]
Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой
комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с
другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате
которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений,
развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений,
качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.
Анализ ролевых отношений как основа изучения семьи
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет
анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных
ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями
индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские
(жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра),
межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший). Исполнение
семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного
формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что,
значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения
ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует
ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего
поведения, молодой человек должен точно определить свое место и место других в
ролевой структуре семьи.
Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в
частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане
немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью
исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту
в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли
главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи
немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям
семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая
проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли,
включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной
богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но
его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует
изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций,
могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. [11,117]
Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:
1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием
у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором
противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных
ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где
супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны
соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при
котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной
семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится
к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской
роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью,
предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в
социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего
статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность
супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого
конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с
такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и
эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в
особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет
переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка,
пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые
накладывает на нее роль матери, и т.д.
Формирование готовности молодежи к брачно-семейным отношениям – неотъемлемая
составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Добрачное воспитание
– систематическое воздействие на подрастающее поколение с целью подготовки и включения
в брачные отношения (отношения между мужчиной и женщиной), становления личности
семьянина, и обеспечения преемственности поколений в сфере брачно-семейных
отношений.
Поэтому необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семейной
жизни обусловлена как дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что
она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, так и
преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную
жизнь.[11,128]
Педагоги и психологи утверждают, что подготовка подрастающего поколения к
семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития и
неотделима от общих проблем воспитания. Личность не формируется по частям и
отсутствие воспитания в одной области деформирует его результаты в другой.
Нельзя готовить человека отдельно к семейной жизни, к производственной
деятельности, к проявлению активной позиции в общественной жизни.
Семья является той первичной и социальной основой, которая формирует
нравственный и психический склад личности. Психологический климат в семье, отношения
между ее членами непосредственно влияют на производственную деятельность человека,
выполнение общественных обязанностей, развитие творческих возможностей в любом возрасте.
Среди комплекса воспитательных задач, которые необходимо решать современной
семье, одной из главных является подготовка детей к будущей семейной жизни.
Дети в процессе самой жизни перенимают от старших поколений немало знаний
об отношении к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы
поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы,
честности, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как
высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Поэтому важное место
должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к жизни в
родительской семье в пору детства и возмужания, к созданию в будущем своей
семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию
детей.
Половое воспитание, подготовка юношества к брачно-семейным отношениям является
одной из актуальных и сложных педагогических проблем. Об этом высказывались Е.
Лозинский, П. Блонский, А. Макаренко. Большая заслуга в осуществлении добрачного
воспитания молодежи, подготовки молодого поколения к семейной жизни принадлежит
В. А. Сухомлинскому. Семейное воспитание как одна из форм воспитания подрастающего
поколения в обществе включает, по мнению В. А Сухомлинского, целенаправленные действия
родителей, всех членов семьи и объективное влияние повседневного быта, семейных
отношений на детей.
Анализируя опыт семейного воспитания детей, педагог показал, что «семья с
существующими в ней взаимоотношениями между родителями и детьми – первая школа
интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания» [6].
По глубокому убеждению В. А. Сухомлинского, семья должна являться
основной школой воспитания нравственных чувств у детей, а это значит –
формировать нравственные представления и понятия, развивать нравственные
чувства, вырабатывать нравственные убеждения, формировать навыки и привычки
поведения. Значительным вкладом в добрачное воспитание является созданная В.А.
Сухомлинским теория воспитания духовно-нравственной готовности к любви и
семейной жизни. Педагог в «Письмах к сыну» обращался ко всем молодым людям: «
Любовь – это самый строгий экзамен человечности. Без глубоко развитого чувства
уважения человеческого достоинства не может быть настоящей человеческой
привязанности» [7].
Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни включает
следующие важнейшие аспекты:
Общесоциальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных
отношений и демографии, о значимости семьи, об идейных ценностях, о социальных
ролях супругов и родителей.
Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: равноправного
товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к
матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей,
ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости,
осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной
основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры
интимных чувств, правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и
матери.
Правовой: ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими
положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к
другу, к детям, к обществу.
Психологический: формирование понятий о личности, об особенностях психологии
межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной
жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых
для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др. [3,96]
Большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного
воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи
моральный уровень людей, включающий, прежде всего, ту или иную степень осознанности
нравственных норм. Бесспорность подобного положения очевидна. Действительно,
уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере определяет
его деятельность и поведение в сфере семейных отношений.
В большинстве случаев ведущим мотивом вступления в брак является
«любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди,
по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет
три различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь
как потребность быть любимым; любовь как доминанта.
Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский
союз и степень готовности к его заключению — это далеко не одинаковые понятия.
По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к
браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и
социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним
относятся:
• готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к
своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;
• понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание
принципов равенства в человеческих отношениях;
• стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию
взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь
предполагает высокую нравственную культуру;
• умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и
понимание его психических состояний.
Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных
отношениях и, следовательно, входящих обязательным элементом в подготовку
молодежи к семейной жизни включает также:
•
коммуникативные
умения;
•
владение
психотехникой общения и саморегуляции;
•
психологическую
поддержку;
•
добродушие
и отходчивость в ссоре;
•
терпимость
к недостаткам другого;
•
умение
преодолевать конфликтные ситуации;
•
желание
и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и
обучении;
•
умение
прощать;
•
социальную
активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел.
Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов.
В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности
и способности к выполнению роли мужа и жены, я затем отца и матери. Каждая
социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее
исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих
ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.
Кроме психологической готовности важнейшими составляющими семьи являются
функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом
именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную
ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует заметный разрыв между
традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным
распределением обязанностей в семье.
В большинстве обычных основной груз домашних забот несет женщина. Это
нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в молодых
семьях. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное
распределение обязанностей.
Кроме того, функционально-ролевая согласованность в структуре взаимодействия
супругов предполагает добрачную образовательно-операциональную подготовку
молодежи. Молодые люди должны иметь определенные знания, умения и навыки,
необходимые для семейной жизни. Совокупность необходимых знаний включает знания
общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и другие.
Отдельные группы молодежи, будучи физиологически и социально - психологически
(на уровне межличностных отношений) готовыми к браку, тем не менее не полностью
достигают необходимого требуемого для этого уровня объема знаний, умений и
навыков, т. е. инструментальной подготовки. Современные юноши и девушки в своем
подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеют стирать, чинить одежду.
Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в предполагаемом
распределении ролей в семье базируется на принципе «справедливости». Таким
образом, приходится констатировать, что многие молодые люди психологически и
технологически являются не готовыми к выполнению социальных функций супругов.
У молодежи необходимо формировать нравственные качества семьянина,
формировать основы поведения, связанного с интимными отношениями, с
психосексуальным развитием. «Это воспитание, – отмечал В.А Сухомлинский, –
заключается, конечно, не в том, чтобы маленькому ребенку растолковывать вопросы
любви и дружбы, посвящать его в то, что ему трудно понять и пока не надо знать.
До определенного времени малышу, школьнику обо всем этом не надо говорить. Воспитание
нравственной готовности к любви и семейной жизни заключается прежде всего в
том, чтобы вся жизни ребенка, все, что он видит, делает, чувствует, – чтобы все
это внушало убеждение: самое дорогое в жизни – это человек; высшее достоинство,
честь, совесть, нравственная доблесть – давать счастье другому человеку,
создавать для него красоту, быть самому добрым, красивым, чтобы его духовная красота
приносила счастье людям» [9].
В добрачном воспитании молодого поколения В.А. Сухомлинский считал
необходимым воспитание любви и глубочайшего уважения к матери, выработку понятий
об идеале семьянина, о брачном возрасте, бережное отношение к любви и культуре
поведения влюбленных, знакомство молодежи с основами воспитания детей,
подготовку к выполнению роли отца и матери, мужа и жены. Самым действенным методом
в этом выступает пример родителей и других членов семьи.
|