После анализа изложенного теоретического материала и данных, полученных в
результате практического исследования, можно сделать выводы, что на этапе
подготовки молодежи к семейной жизни влияет целый ряд факторов, и одним из
главных является родительская семья, закладывающая основы формирования
супружеских ориентаций.
Роль семьи, прежде всего, заключается в формировании у ребенка набора
ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В
частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола,
принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих
взаимодействие мужа и жены.
Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы
чувственно-эмоционального восприятия близких людей. В многочисленных
исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и
девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской
семье – или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому.
Семья традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и
развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его
социализации.
Главным способом семейной социализации является копирование детьми
моделей поведения взрослых членов семьи.
Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется
на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в
противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье
информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже
противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную
социально-ценностную направленность, которую и передает детям.
Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда
семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие.
Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида
способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации.
Семейная социализация может пониматься двояко: как, с одной стороны,
подготовка к будущим семейным ролям, и, с другой стороны, — как влияние,
оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности.
В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего
воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном
сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с
тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие
существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные
роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом.
Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и
воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником
имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились
ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и
буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической
деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда
ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер
функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для
общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания
женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило
конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к
снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.
Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения
протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке
традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья
призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм
поведения.
|