На
сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах
жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность как государственных органов,
так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить
особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального
неблагополучия детей.
Быстрое
реформирование общества, обострение проблем занятости обусловили появление
групп людей, по различным причинам испытывающих трудности в адаптации к новым
социально-экономическим условиям, что зачастую приводит к дезорганизации семьи,
росту в ней насилия, в том числе в отношении детей, расширению масштабов
девиантного поведения и, как следствие, безнадзорности, социальному сиротству.
Проблема
социального сиротства, когда дети по разным причинам оказываются лишенными
родительского попечения при живых родителях, относится к числу вызывающих
особую обеспокоенность в России. Усилилась ранняя алкоголизация подростков,
увеличилось число потребляющих наркотики.
Среди
проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных - беспризорность
и безнадзорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к
жизни детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой
и другими социальными институтами, подростков, совершивших правонарушения. Особую
актуальность и остроту эта проблема приобрела в период современных
политических, социальных и экономических реформ.
В
условиях нестабильного социально-экономического развития страны имеют место
массовые нарушения прав детей. Только в 1997 году органами прокуратуры
Российской Федерации выявлено свыше 50 тыс. таких нарушений[1].
Растут
масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого с ними обращения. Массовый
характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей, по
данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в это.
Среди
многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей
групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические,
психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению
социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Дополнительным
фактором риска становится безработица родителей.
Ежегодно
из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Увеличивается
количество детей, рожденных вне брака (около 23% от общего числа рожденных
детей).
В 2002
году по сравнению с 2000 годом на 7,2% увеличилось количество исков о лишении
родительских прав, удовлетворенных судами, возросло число родителей, для
которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Комиссиями по
делам несовершеннолетних органов исполнительной власти всех уровней рассмотрено
более 155 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и
воспитания детей. На начало 2002 года на учете в органах внутренних дел
состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, которые не выполняли своих
обязанностей по воспитанию детей.
Помимо
неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся
нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения,
неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства
детей, оставшихся без попечения родителей.
Имеет место
тенденция к увеличению численности подростков, госпитализированных по поводу
наркологических заболеваний.
Безнадзорные
дети с различными патологиями, психическими заболеваниями в большинстве случаев
нуждаются в серьезной медицинской помощи.
В последние
годы фиксируемый устойчивый рост венерических заболеваний в детской среде,
особенно среди социально-дезадаптированных детей и подростков, многие из
которых становятся жертвами сексуального насилия.
Несовершеннолетние,
чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены
проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их
жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Лишенные
родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству,
подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в
преступную деятельность. Не случайно число несовершеннолетних, совершивших
правонарушения, увеличилось в 2002 году на 24% (с 24 до 31 тыс. человек), из
них 60% детей и подростков (18,7 тыс) проживали в детских домах и
школах-интернатах.
Таким
образом, детская безнадзорность в последние годы стала наиболее актуальной
проблемой на фоне современных политических, социальных и экономических
потрясений. Она требует принятия экстренных мер по ее предотвращению и
проведения комплекса профилактических мероприятий по ликвидации ее последствий.
Современное состояние детской безнадзорности, как следствие кризиса
социально-экономической и нравственной ситуации в России, характеризуется
нарастанием семейного неблагополучия, экономическим и духовным расслоением
общества, коммерциализацией образовательной и досуговой деятельности
несовершеннолетних, усилением влияния на них криминальной среды. В этих
условиях резко возрастает значимость организации системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Исходя из всего выше
сказанного, можно считать тему работы "Безнадзорность как
социально-педагогическая проблема российского общества конца 20 века" актуальной.
Цель
работы: Проанализировать безнадзорность как социально-педагогическую проблему
российского общества конца 20 века.
Задачи
работы:
Рассмотреть
безнадзорность как социальное явление.
Изучить
меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в России.
Рассмотреть
современное состояние проблемы безнадзорности несовершеннолетних в
Новосибирской области.
Проанализировать
работу системы органов и учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних
в Новосибирской области.
Объект
исследования - безнадзорность.
Предмет
исследования - безнадзорность как социально-педагогическая проблема российского
общества конца 20 века.
Ведущая
идея: Проблема безнадзорности несовершеннолетних как социально-педагогическая
проблема будет решена, если:
будут
заложены нормативно-правовые основы в решение данной проблемы;
улучшено
научно-методическое оснащение социальной работы;
решена
кадровая проблема в социальной сфере;
улучшено
материально-техническое оснащение социальной работы.
База
исследования: Учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в
НСО.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что меры социально-педагогической профилактики оказывают
положительное влияние на проблему безнадзорности несовершеннолетних.
|