«Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности». (Н.А.Бердяев)
Семья веками почиталась как большая ценность, особенно
когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить
в трудных условиях борьбы за существование.
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным
созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В
некотором отношении каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своим
членам уникальную среду.
Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда
актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании
личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом
изучения многих академических величин.
В нашем современном обществе большие семьи становятся
редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня, даже весьма
пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин,
свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, это происходит
потому, что семейные связи становятся менее прочными, сосредотачиваются в
рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей.
Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не
может не порождать отчужденности.
В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось,
что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеко
не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.
Семья является клеточкой социального организма, живущей с
ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие
общие цели.
Проблема семьи занимает центральное место в ее изучении. Родители
должны уметь максимально прилагать усилия для того, чтобы сформировать у своих
детей стремление быть коллективистами, патриотами, гражданами своей Родины. Конечно,
ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на
него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или
спортивной секции, входит в компанию сверстников, житель города. В детстве и
юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых
сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина особой
роли семьи в воспитании устойчивость, постоянство, долговременность семейного
влияния. Вторая – ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих
отношений. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных
обществах по параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения
власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу
наследования имущества.
Семья является предметом изучения многих общественных
наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии,
экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее представление о
семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как
социальный институт и как малую социальную группу.
Целью данной работы является изучение семьи как объекта
исследования с определением на теоретическом уровне ее основных проблем. Для
этого необходимо: рассмотреть основные понятия семьи и изучить особо значимые
проблемы современного брака.
|