Семья реализует естественные (витальные) потребности своих членов;
создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной
системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства,
любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.
Выполняет ли сегодня семья эти и подобные ресоциализирующие функции
в обществе или нет, видно из большого процента беспризорников, сирот, бомжей, преступности,
переполненности тюрем и лагерей. Заметен также низкий рост материальной обеспеченности
средней семьи в целом, слабая защита и защищенность неблагополучных семей. На сегодняшний
день институт социальной работы особенно актуален, в связи с вышеперечисленными
проблемами и неумением самого общества их решать. Неумение и отчасти - нежелание
стремиться к благополучию как личному, так и общему. Разочарование гражданина в
своем государстве, исходившее из непрестанных тенденций манипулирования сознанием
людей с целью достижений политических целей, часто повторяющиеся экономические кризисы,
инфляционный рост, идущий на пользу разве что биржевым игрокам и другие многочисленные
проблемы, отбивающие руки человека, стремящегося к созиданию общего благосостояния
страны непрестанно сравнивают активно настроенное сознание с бездеятельностью и
безответственностью массы.
Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня
в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного
бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении
состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся
в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей
членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента
иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Большого внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего
будущего поколения. Социальные работники должны ясно видеть и понимать, какие члены
семьи представляют угрозу для ребенка, уметь раскрывать творческий потенциал самого
ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в
виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого
обращения и единовременного вмешательства социальных служб. Это требует особой внимательности
как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре
за детьми - либо через организацию доступа к таким услугам, либо через конкретные
формы помощи и поддержки. Оказание помощи детям в развитии у них способности самозащиты
важно для их ближайшей и будущей безопасности.
Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие
общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать
социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная
работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление
и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных
общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического
положения в России.
|