Гуманитарная направленность
многих государств в формально-юридическом плане всегда отражала общие
цивилизационные подходы. В практическом же плане наблюдались и наблюдаются
немалые расхождения между социальной политикой и реальностью. Между тем,
последние пятьдесят лет характеризуются небывалым расширением социальной сферы
общества и повышенным вниманием государств к обеспечению прав граждан и
высокого уровня их жизни. Обогащается содержание социальной функции
государства, признаются конституционные приоритеты в данной сфере, интенсивно
развиваются отрасли социального законодательства.
И для нашей страны характерен
акцент на обеспечение прав граждан и укрепление их гарантий. Новые императивы
социального государства и социального партнерства побуждают действовать в этом
направлении всех граждан, государственные и муниципальные органы, социальные
учреждения и организации и экономические структуры. В Посланиях Президента РФ
Федеральному собранию в 2004 г. и 2005 г. поставлена задача проведения реформ в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и др., коренного улучшения
качества услуг, предоставляемых гражданам. Подчеркивалась при этом
необходимость мотивировать к достижению эффективных результатов сами организации
социальной сферы. Но это не означает "ухода" государства из
социальной сферы под флагом ее депатернализации.
Выражением возрастающего
значения правового регулирования в этой сфере является выступление В.В. Путина
на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и
членами президиума Государственного совета, при обсуждении проекта бюджета на
2006 год. Он отметил, «что сегодняшние возможности России вполне позволяют
добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа», «продолжить
системную модернизацию здравоохранения, образования, жилищной сферы» как
приоритетных национальных проектов[1].
Все это обусловило потребность в
комплексном исследовании законодательства в социальной сфере. Дело в том, что
до сих пор нельзя похвастаться вниманием юридической науки к данной сфере.
Возможно, сплошная "экономизация" нашей жизни дает этому некоторое
объяснение.
Социальные реформы последних лет
существенным образом повлияли на содержание правового регулирования в
социальной сфере. Меняются принципы и методы регулирования[2].
На передний план выдвигаются
порядок и качество оказания услуг гражданам и юридическим лицам, уменьшение
бремени социальных функций государства с их "массовидным" характером,
объема бюджетного финансирования и увеличение удельного веса адресных платных
услуг, повышение самостоятельности социальных учреждений. Например, жилищная
реформа рассчитана на развитие института частной собственности в этой сфере, на
формирование рынка купли-продажи жилья, завершение передачи ведомственного
жилого фонда в муниципальную собственность, повышение удельного веса платежей
населения и снижение доли бюджетного дотирования отрасли, обеспечение адресной
защиты малоимущих семей.
Количество
законодательно закрепленных льгот в период переходной экономики России, с одной
стороны, значительно расширилось, с другой - их реализация оказалась
затруднительной, так как не были обеспечены экономические условия для их
предоставления. Этим во многом объясняется обращение ученых - правоведов, социологов,
экономистов, политологов - к исследованию вопросов предоставления льгот. Льготы
как самостоятельное правовое явление рассматривают не так много ученых, можно
упомянуть следующих: А.В. Малько[3],
И.С. Морозова[4],
Д.Н. Бахрах[5],
М.Н. Марченко[6].
Современные изменения в
социальной сфере и соответственно в отраслях законодательства тесно связаны с
проведением федеральной и административной реформ, когда произошло существенное
перераспределение полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями.
Кульминацией преобразований
стало принятие Закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ[7],
внесшего изменения в десятки законодательных актов. Только в области
образования изменены 31 из 58 статей Закона об образовании[8]
и 29 из 54 статей Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании[9].
Много изменений внесено в Основы законодательства об охране здоровья граждан[10],
хотя остались пробелы и противоречия[11].
Подготовка названного Закона
велась без широкого участия субъектов Российской Федерации, населения и
общественных организаций. И в результате монетизация и замена льгот привели к
острому социальному недовольству. Потребовались срочные корректирующие действия
Правительства РФ, федеральных, региональных и местных органов. В течение 2004-2005 г.г. в результате всеобщего перехода к денежному наполнению мер социальной поддержки, пусть с
опозданием, сбивчиво и противоречиво, все же сформировался определенный
механизм финансирования социальных выплат. Как неоднократно происходило в
пореформенной России, многие шероховатости этого запущенного в работу
финансового механизма пришлось устранять уже «на марше». Однако и ныне
действующие подходы к финансированию социальных льгот еще нельзя считать
совершенными[12],
а положения этого Закона до сих пор получают обоснованную критику[13].
Сказанным обусловлена
актуальность предлагаемой работы и интерес к ней.
Цель дипломной работы –
проанализировать и обобщить социально-юридические последствия реформы льгот в
праве социального обеспечения, дать оценку современному правовому регулированию
социальных льгот и основных направлений его совершенствования.
В задачи работы входит:
- рассмотреть понятие льгот в
праве социального обеспечения;
- охарактеризовать содержание
реформы социальных льгот;
- рассмотреть льгот, подлежащих
и не подлежащих монетизации;
- рассмотреть основания, порядок
и размеры выплат по льготам, подлежащим монетизации.
Объектом дипломной работы
избраны вопросы правового регулирования льгот в праве социального обеспечения.
Предмет исследования составили социально-обеспечительные правоотношения, связанные
с законодательным установлением и практической реализацией прав граждан на социальные
льготы. Рассмотрены теоретические и практические вопросы совершенствования
законодательства о льготах.
Методологической основой
предлагаемого исследования являются общие положения логики, философии, теории
права, гражданского, административного, финансового и налогового права России.
При проведении исследования использованы общелогические методы (анализа,
синтеза), диалектический, статистический, системно-структурный, исторический,
логико-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и другие
методы научного познания.
Структура дипломной работы
включает введение, две главы, содержащих в общей сложности пять параграфов,
заключение и перечень использованных источников.
|