Исследование позволяет сделать
вывод, что значительное число льгот и управомоченных на их получение категорий
граждан является если и не пережитком прежней, социалистической системы, то, во
всяком случае, нехарактерным для рыночной экономики явлением. В этой связи
необходимой представляется установление единообразной системы – системы
минимальных стандартов мер социальной поддержки малоимущих граждан страны,
возможно – и в рамках более общей системы обеспечения населению возможности
достойного уровня жизни.
Решение этой
задачи зависит от политики государства в области минимальных стандартов
предоставления населению социальных гарантий. Такие стандарты должны ответить
на вопрос: какие и какого качества социальные услуги и блага должны войти в
«социальный стандарт жизни» граждан на всей территории страны. Работа по установлению
уровня социальных стандартов возможна лишь на базе реальной оценки минимально
приемлемого уровня жизни.
С одной
стороны, понимая неотложность (неизбежность) монетизации льгот, можно было бы
совершенствовать систему монетизации. Например, уже сейчас необходимо
установить дифференцированные по субъектам Российской Федерации надбавки за
сложность, напряженность и специальный режим службы для военнослужащих и
сотрудников органов внутренних дел. Совершенствовать порядок предоставления
социального проездного билета гражданам, меры социальной поддержки которых
отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, и гражданам, меры
социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам субъектов
Российской Федерации. С другой стороны, как представляется, есть основания
рассмотреть вопрос об их полной отмене и создании системы конкретной, адресной,
непосредственной помощи населению. Ориентир в рамках такой системы - указанный
«социальный стандарт жизни». Например, такая система позволила бы без специальных
бюджетных затрат связать размер базовой пенсии к среднему уровню прожиточного
минимума. Такой уровень должен стать базовым. На конечный же размер пенсии
повлияют и общий трудовой стаж, и «вредность производства», и «северный» стаж,
и участие в Великой Отечественной войне, и военная служба вообще, и служба в
частях Вооруженных Сил России на территории военных конфликтов и в
"горячих точках", инвалидность, служба в органах безопасности и в
органах внутренних дел, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
и бедствий.
Причем
следует четко развести такие понятия, как минимум социальной помощи (зависящий
напрямую от оценки социальных услуг, входящих в "социальный стандарт
жизни") и минимальная оплата труда (как минимальный уровень стоимости
трудовых услуг и также производный от "социального стандарта жизни").
Такая
постановка вопроса делает как никогда актуальной необходимость обязательной
разработки долгосрочной Программы социально-экономического развития Российской
Федерации, причем не в виде декларации общих принципов и направлений
деятельности, а в формате конкретных проектов и механизмов, подразумевающих
реальные результаты и комплексную оценку эффекта от их реализации.
В
заключение, в качестве пожелания законодателю, следует отметить, что, реализуя
реформы в сфере государственного управления и социального развития, следует
постоянно сопоставлять их возможные результаты и эффект с тем, какое влияние
они оказывают на уровень жизни населения и насколько они способствуют развитию
общества. Если существует сомнение в реальной полезности реформ, последствия их
проведения требуют серьезной и обстоятельной оценки. Без осуществления таковой,
равно как и без детальной проработки самого механизма реализации изменений,
ожидать положительного результата было бы самонадеянностью.
[1]
Российская газета. 2005. 7 сент. С. 3.
[2]
Законодательство о науке: современное состояние и перспективы развития. М.:
Норма, 2004; Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в
Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
[3]
Малько А.В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. №1;
Малько А.В. Льготы: политико-правовой анализ // Общественные науки и
современность. 1996. №3; Малько А.В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые
средства регионального законодательства // Правоведение. 1999. №1; Малько А.В.
Льготная и поощрительная правовая политика. СПб.: Питер, 2004.
[4]
Морозова Ю.С. Льготы в российском праве (вопросы теории и практики): Дис. ...
канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
[5]
Бахрах Д.Н. Правовые льготы // Справедливость и право. Свердловск, 1989. С.
74-83.
[6]
Проблемы льгот и поощрений в праве // Проблемы теории государства и права / Под
ред. М.Н. Марченко. М.: Юристъ, 2002.
[7]
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №35. Ст. 3607; 2007. №43. Ст. 5084.
[8]
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями
от 24 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 150;
Российская газета. 2007. 27 окт.
[9]
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 24 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №35. Ст. 4135; Российская газета. 2007. 27 окт.
[10]
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22
июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 18 октября 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №33. Ст. 1318;
Собрание законодательства РФ. 2007. №43. Ст. 5084.
[11]
Найговзина Н.Б. Некоторые вопросы разграничения полномочий по уровням власти в
здравоохранении // Кодекс. 2005. №№1-2.
[12]
Веснина А. «Ядерное» постановление // ЭЖ-Юрист. 2007. №20. С. 4.
[13]
Постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. №5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15
Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил
выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации
подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010
годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на
2002-2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан" // Собрание законодательства
РФ. 2007. №15. Ст. 1820.
[14]
Хрешкова В.В. Льготы в финансовом праве: теоретико-правовой аспект //
Финансовое право. 2007. №2. С. 71.
[15]
Крылатых Е.Г. Льготы в советском праве социального обеспечения: Автореф. …
дисс. канд. юрид. Наук. М., 1989. С. 14.
[16]
Долотин Б. Социальная политика должна быть прозрачной // социальное
обеспечение. 1999. №11. С. 9.
[17]
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной
социальной помощи" (с изменениями от 18 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. №29. Ст. 3699; 2007. №43. Ст. 5084.
[18]
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с
изменениями от 18 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №3.
Ст. 168; 2007. №43. Ст. 5084.
[19]
Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС" (с изменениями от 5 декабря 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. №21. Ст. 699; Собрание законодательства
РФ. 2006. №50. Ст. 5285.
[20]
Крылатых Е.Г. Льготы в советском праве социального обеспечения: Автореф. …
дисс. канд. юрид. Наук. М., 1989. С. 3.
[21]
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2001. С. 513.
[22]
Азарова Е.Г., Козлов А.Е. Личность и социальное обеспечение в СССР. М.: Наука,
1983. С. 40.
[23]
Морозова И.С. Проблемы оптимизации процесса «монетизации» натуральных
преимуществ в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. №8. С.
18.
[24]
Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения.
Учебник. М.: ТК Велби, КноРус, 2004. С. 115.
[25]
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ "Об обеспечении пособиями
по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих
обязательному социальному страхованию" // Собрание законодательства РФ. 2007.
№1. Ст. 18.
[26]
Суховеенко Ю.В. Льготы и компенсации: справочник для населения. М.: Юристъ,
2006. С. 7.
[27]
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) // Российская газета. 1999. 23 июля; 2004. 30 декабря.
[28]
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1.
Ст. 14; 2006. № 1. Ст. 10.
[29]
Поздняков С.А., Шибаев А.А. О социальной защите населения при реформировании
жилищно-коммунального хозяйства // Гражданин и право. 2003. № 4. С. 43.
[30]
Льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми
актами МВД России сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации,
военнослужащим внутренних войск МВД России, государственным служащим,
работникам и пенсионерам системы Министерства внутренних дел Российской
Федерации. Методическое пособие. (Авторский коллектив). - М.: Типография МВД
России, 2004. С. 11.
[31]
Кудряшова Е.В. Правовое обеспечение приоритетных национальных проектов в
контексте бюджетной реформы // Налоги. 2007. №7. С. 4.
[32]
Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в
связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы" //
Российская газета. 2006. 24 мая.
[33]
Постановление Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. №2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о
финансовой поддержке системы этих учреждений» // Ведомости Съезда народных
депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №12. Ст. 621.
[34]
Кадыров Ф.Н. Меры социальной поддержки работников, работающих на селе, в свете
нового законодательства // Менеджер здравоохранения. 2006. №10. С. 22.
[35]
Январское дышло. Вчера мы узнали, что нет плохих законов, а есть плохое
правительство и плохие губернаторы // Трибуна. 2005. 13 янв.
[36]
Монетизация: назад дороги нет // Парламентская газета. 2005. 15 февр.
[37]
Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004. С. 133-148.
[38]
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 апреля 2005 г. N 1729-IV ГД "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации "О предварительных итогах реализации в I квартале
2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2005. №17. Ст.
1495.
[39]
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год
"Что для гражданина право, то для чиновника долг" // Российская газета.
2005. 31 марта.
[40]
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. 2005. 26 апр.
[41]
Укрепление государства ведет к ослаблению власти // Известия. 2005. 17 марта.
С. 2.
[42]
Челнокова Г.Б. Минимальные социальные стандарты, направленные на защиту от
бедности // Гражданин и право. 2003. № 2. С. 29.
[43]
Закон Приморского края от 3 октября 2001 года №157-КЗ
"О потребительской корзине в Приморском крае" (с изм. и доп. на
8 декабря 2006 г.) // Ведомости Законодательного Собрания. 2001. № 96. С.
3; http://www.zspk.gov.ru/files/laws/4/11/0011.html.
[44]
Байгереев М.С. Ответы на типичные вопросы органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Гражданин и право. 2003. № 3. С. 36.
[45]
Льготы, которые нам заменили // Рязанские ведомости. 2005. 28 янв. С. 1.
[46]
Парламентская газета. 2005. 20 апр. С. 4.
[47]
Постановление Губернатора Приморского края от 24 августа 2005 года №147-ПГ
"Об утверждении порядка назначения и выплаты государственной социальной
помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам,
реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических
репрессий, в Приморском крае" (с изм. и доп. от 9 августа 2006 г.) // http://www.primorsky.ru/content/?p_article_id=1885&p_section_id=821
[48]
Крохина Ю.А. Монетизация плюс конкретизация // ЭЖ-Юрист. 2006. №22. С. 4.
[49]
Закон Приморского края от 29 декабря 2004 года №206-КЗ "О социальной
поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского
края" (с изм. и доп. на 1 февраля 2005 г.) // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2004. № 83. С. 37; http://www.zspk.gov.ru/files/laws/3/220/220.html
[50]
Малько А.В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального
законодательства // Правоведение. 1999. №1. С. 27.
[51]
Поздняков С.А. Социально-экономические предпосылки реформирования системы
социальных льгот // Гражданин и право. 2003. № 1. С. 28.
[52]
Морозова Ю.С. Льготы в российском праве (вопросы теории и практики): Дис. ...
канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 3.
[53]
Социальный кодекс Российской Федерации: проблемы кодификации
законодательства о социальном обеспечении. – Новосибирск: Ин-т философии и права СО РАН, 2004. С.
17-31.
[54]
Из худого кармана последний грош валится // Парламентская газета. 2005. 17
марта. С. 6.
[55]
Сазыкина А. Отдам соцпакет в добрые руки // Золотой Рог. 2007. 15 нояб. С. 2.
[56]
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №52. Ст. 5880; 2004. №35. Ст. 3607.
[57]
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (с изменениями от 1
февраля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №28. Ст. 2694; 2005.
№7. Ст. 560.
[58]
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской
школе-интернате)" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. №47. Ст. 5411; 2002. №52. Ст. 5225.
[59]
Добрынин Н.М. Новый федерализм: модель будущего государственного устройства
Российской Федерации: Монография. Новосибирск: Сибирская издательская фирма
"Наука" РАН, 2003. С. 277.
[60]
Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних" // Вестник образования.
1999. №8. С. 14.
[61]
Письмо Минобразования РФ от 20 февраля 1995 г. №09-М "О защите жилищных прав несовершеннолетних" // Вестник образования. 1999. №8. С. 17.
[62]
Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №28. Ст. 959;
Собрание законодательства РФ. 2006. №27. Ст. 2881.
[63]
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. №1. Ст.
14; 2006. №1. Ст. 10.
[64]
Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" // Собрание
законодательства РФ. 2000. №49. Ст. 4822.
[65]
Постановление Губернатора Приморского края от 5 сентября 2007 г. N 156-пг "Об утверждении Порядка регистрации многодетных семей на территории Приморского
края и Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным
семьям" // Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края
и Администрации Приморского края. 2007. №23. 5 сент.
[66]
Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной
поддержке многодетных семей" (с изменениями от 25 февраля 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №19. Ст. 1044;
Собрание законодательства РФ. 2003. №9. Ст. 851.
[67]
Постановление Губернатор Приморского края от 5 сентября 2007 г. N 156-пг "Об утверждении Порядка регистрации многодетных семей на территории Приморского
края и Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным
семьям" // Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края
и Администрации Приморского края. 2007. №23. 5 сент.
[68]
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" (с изменениями от 24 сентября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52. Ст. 4920; 2007. №40. Ст. 4711.
[69]
Постановление СМ СССР от 23 февраля 1981 г. N 209 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших
военнослужащих" (с изменениями от 1 июля 1991 г.) // Собрание постановлений Правительства СССР. 1981. №12. Ст. 71; 1991. №20. Ст. 78.
[70]
Постановление Минтруда РФ от 11 октября 2000 г. N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой
Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан,
установленных Федеральным законом "О ветеранах". Зарегистрировано в
Минюсте РФ 10 ноября 2000 г. Регистрационный N 2448 // Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. №48.
[71]
Решение Верховного Суда РФ от 30 июля 2004 г. N ГКПИ04-945 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. №2. С. 3.
[72]
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов
техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа
ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими
изделиями" // Собрание законодательства РФ. 2006. №7. Ст. 773.
[73]
Указ Президента РФ от 23 июня 1995 г. N 628 "Об установлении специальных
стипендий студентам государственных образовательных учреждений профессионального
образования из числа лиц, предусмотренных Федеральным законом "О
ветеранах" (с изменениями от 8 февраля 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №26. Ст. 2452; 2001. №7. Ст. 629.
[74]
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" // Собрание
законодательства РФ. 2006. №22. Ст. 2338.
[75]
Приказ Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 23 марта 2001 г. N 83/14 "Об организации оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения
ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в государствах Балтии и
временно находящимся в Российской Федерации". Зарегистрировано в Минюсте
РФ 10 апреля 2001 г. Регистрационный N 2656 // Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти. 2001. №17.
[76]
Приказ Министерства регионального развития РФ от 4 сентября 2007 г. N 91 "О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади
жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2007 года". Зарегистрировано
в Минюсте РФ 27 сентября 2007 г. Регистрационный №10185 // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 42.
[77]
Пояснительная записка к проекту федерального закона N 42564-4 "О внесении
изменений в Федеральный закон "О ветеранах" // Социальная защита.
2006. №11. С. 81.
[78]
Определение Конституционного суда РФ от 18 июля 2006 г. N 250-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Губановой
Татьяны Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1
Положения о знаке "Жителю блокадного Ленинграда" // Вестник
Конституционного Суда РФ. 2006. №6. С. 34.
[79]
Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону "О ветеранах". М.: "За
права военнослужащих", 2006. С. 411.
[80]
Петров М.И. Монетизация льгот. М.: Эксмо, 2005. С. 141.
[81]
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" // Собрание
законодательства РФ. 2006. №22. Ст. 2338.
[82]
Петров М.И. Монетизация льгот. М.: Эксмо, 2005. С. 161.
[83]
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях
гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний
на Семипалатинском полигоне" (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №2. Ст. 128; 2004. №35. Ст. 3607.
[84]
Постановление Правительства РФ от 27 марта 2007 г. №181 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007 г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007 г. размера страховой части трудовой пенсии" // Собрание законодательства РФ. 2007. №14. Ст.
1694.
[85]
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №48. Ст. 4563; 2007. №43. Ст. 5084.
[86]
Постановление Исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных
депутатов и президиума краевого совета профессиональных союзов от 14 декабря 1984 г. N 955 "Об утверждении "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставление жилых помещений в Приморском крае" // СПС
«Гарант».
[87]
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2003 г. N 52пв03 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. №4. С. 3.
[88]
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим
ими, право на дополнительную жилую площадь" // Собрание законодательства
РФ. 2004. №52. Ст. 5488.
|