Заключение

Исследование позволяет сделать вывод, что значительное число льгот и управомоченных на их получение категорий граждан является если и не пережитком прежней, социалистической системы, то, во всяком случае, нехарактерным для рыночной экономики явлением. В этой связи необходимой представляется установление единообразной системы – системы минимальных стандартов мер социальной поддержки малоимущих граждан страны, возможно – и в рамках более общей системы обеспечения населению возможности достойного уровня жизни.

Решение этой задачи зависит от политики государства в области минимальных стандартов предоставления населению социальных гарантий. Такие стандарты должны ответить на вопрос: какие и какого качества социальные услуги и блага должны войти в «социальный стандарт жизни» граждан на всей территории страны. Работа по установлению уровня социальных стандартов возможна лишь на базе реальной оценки минимально приемлемого уровня жизни.

С одной стороны, понимая неотложность (неизбежность) монетизации льгот, можно было бы совершенствовать систему монетизации. Например, уже сейчас необходимо установить дифференцированные по субъектам Российской Федерации надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. Совершенствовать порядок предоставления социального проездного билета гражданам, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, и гражданам, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. С другой стороны, как представляется, есть основания рассмотреть вопрос об их полной отмене и создании системы конкретной, адресной, непосредственной помощи населению. Ориентир в рамках такой системы - указанный «социальный стандарт жизни». Например, такая система позволила бы без специальных бюджетных затрат связать размер базовой пенсии к среднему уровню прожиточного минимума. Такой уровень должен стать базовым. На конечный же размер пенсии повлияют и общий трудовой стаж, и «вредность производства», и «северный» стаж, и участие в Великой Отечественной войне, и военная служба вообще, и служба в частях Вооруженных Сил России на территории военных конфликтов и в "горячих точках", инвалидность, служба в органах безопасности и в органах внутренних дел, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и бедствий.

Причем следует четко развести такие понятия, как минимум социальной помощи (зависящий напрямую от оценки социальных услуг, входящих в "социальный стандарт жизни") и минимальная оплата труда (как минимальный уровень стоимости трудовых услуг и также производный от "социального стандарта жизни").

Такая постановка вопроса делает как никогда актуальной необходимость обязательной разработки долгосрочной Программы социально-экономического развития Российской Федерации, причем не в виде декларации общих принципов и направлений деятельности, а в формате конкретных проектов и механизмов, подразумевающих реальные результаты и комплексную оценку эффекта от их реализации.

В заключение, в качестве пожелания законодателю, следует отметить, что, реализуя реформы в сфере государственного управления и социального развития, следует постоянно сопоставлять их возможные результаты и эффект с тем, какое влияние они оказывают на уровень жизни населения и насколько они способствуют развитию общества. Если существует сомнение в реальной полезности реформ, последствия их проведения требуют серьезной и обстоятельной оценки. Без осуществления таковой, равно как и без детальной проработки самого механизма реализации изменений, ожидать положительного результата было бы самонадеянностью.

[1] Российская газета. 2005. 7 сент. С. 3.

[2] Законодательство о науке: современное состояние и перспективы развития. М.: Норма, 2004; Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

[3] Малько А.В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. №1; Малько А.В. Льготы: политико-правовой анализ // Общественные науки и современность. 1996. №3; Малько А.В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства // Правоведение. 1999. №1; Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб.: Питер, 2004.

[4] Морозова Ю.С. Льготы в российском праве (вопросы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

[5] Бахрах Д.Н. Правовые льготы // Справедливость и право. Свердловск, 1989. С. 74-83.

[6] Проблемы льгот и поощрений в праве // Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юристъ, 2002.

[7] Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №35. Ст. 3607; 2007. №43. Ст. 5084.

[8] Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 150; Российская газета. 2007. 27 окт.

[9] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 24 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №35. Ст. 4135; Российская газета. 2007. 27 окт.

[10] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 18 октября 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №33. Ст. 1318; Собрание законодательства РФ. 2007. №43. Ст. 5084.

[11] Найговзина Н.Б. Некоторые вопросы разграничения полномочий по уровням власти в здравоохранении // Кодекс. 2005. №№1-2.

[12] Веснина А. «Ядерное» постановление // ЭЖ-Юрист. 2007. №20. С. 4.

[13] Постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. №5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан" // Собрание законодательства РФ. 2007. №15. Ст. 1820.

[14] Хрешкова В.В. Льготы в финансовом праве: теоретико-правовой аспект // Финансовое право. 2007. №2. С. 71.

[15] Крылатых Е.Г. Льготы в советском праве социального обеспечения: Автореф. … дисс. канд. юрид. Наук. М., 1989. С. 14.

[16] Долотин Б. Социальная политика должна быть прозрачной // социальное обеспечение. 1999. №11. С. 9.

[17] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями от 18 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. №29. Ст. 3699; 2007. №43. Ст. 5084.

[18] Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 18 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №3. Ст. 168; 2007. №43. Ст. 5084.

[19] Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 5 декабря 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. №21. Ст. 699; Собрание законодательства РФ. 2006. №50. Ст. 5285.

[20] Крылатых Е.Г. Льготы в советском праве социального обеспечения: Автореф. … дисс. канд. юрид. Наук. М., 1989. С. 3.

[21] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2001. С. 513.

[22] Азарова Е.Г., Козлов А.Е. Личность и социальное обеспечение в СССР. М.: Наука, 1983. С. 40.

[23] Морозова И.С. Проблемы оптимизации процесса «монетизации» натуральных преимуществ в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. №8. С. 18.

[24] Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. Учебник. М.: ТК Велби, КноРус, 2004. С. 115.

[25] Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" // Собрание законодательства РФ. 2007. №1. Ст. 18.

[26] Суховеенко Ю.В. Льготы и компенсации: справочник для населения. М.: Юристъ, 2006. С. 7.

[27] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) // Российская газета. 1999. 23 июля; 2004. 30 декабря.

[28] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 14; 2006. № 1. Ст. 10.

[29] Поздняков С.А., Шибаев А.А. О социальной защите населения при реформировании жилищно-коммунального хозяйства // Гражданин и право. 2003. № 4. С. 43.

[30] Льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащим внутренних войск МВД России, государственным служащим, работникам и пенсионерам системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Методическое пособие. (Авторский коллектив). - М.: Типография МВД России, 2004. С. 11.

[31] Кудряшова Е.В. Правовое обеспечение приоритетных национальных проектов в контексте бюджетной реформы // Налоги. 2007. №7. С. 4.

[32] Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы" // Российская газета. 2006. 24 мая.

[33] Постановление Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. №2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №12. Ст. 621.

[34] Кадыров Ф.Н. Меры социальной поддержки работников, работающих на селе, в свете нового законодательства // Менеджер здравоохранения. 2006. №10. С. 22.

[35] Январское дышло. Вчера мы узнали, что нет плохих законов, а есть плохое правительство и плохие губернаторы // Трибуна. 2005. 13 янв.

[36] Монетизация: назад дороги нет // Парламентская газета. 2005. 15 февр.

[37] Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004. С. 133-148.

[38] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 апреля 2005 г. N 1729-IV ГД "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О предварительных итогах реализации в I квартале 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2005. №17. Ст. 1495.

[39] Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год "Что для гражданина право, то для чиновника долг" // Российская газета. 2005. 31 марта.

[40] Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. 2005. 26 апр.

[41] Укрепление государства ведет к ослаблению власти // Известия. 2005. 17 марта. С. 2.

[42] Челнокова Г.Б. Минимальные социальные стандарты, направленные на защиту от бедности // Гражданин и право. 2003. № 2. С. 29.

[43] Закон Приморского края от 3 октября 2001 года №157-КЗ "О потребительской корзине в Приморском крае" (с изм. и доп. на 8 декабря 2006 г.) // Ведомости Законодательного Собрания. 2001. № 96. С. 3; http://www.zspk.gov.ru/files/laws/4/11/0011.html.

[44] Байгереев М.С. Ответы на типичные вопросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Гражданин и право. 2003. № 3. С. 36.

[45] Льготы, которые нам заменили // Рязанские ведомости. 2005. 28 янв. С. 1.

[46] Парламентская газета. 2005. 20 апр. С. 4.

[47] Постановление Губернатора Приморского края от 24 августа 2005 года №147-ПГ "Об утверждении порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в Приморском крае" (с изм. и доп. от 9 августа 2006 г.) // http://www.primorsky.ru/content/?p_article_id=1885&p_section_id=821

[48] Крохина Ю.А. Монетизация плюс конкретизация // ЭЖ-Юрист. 2006. №22. С. 4.

[49] Закон Приморского края от 29 декабря 2004 года №206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (с изм. и доп. на 1 февраля 2005 г.) // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2004. № 83. С. 37; http://www.zspk.gov.ru/files/laws/3/220/220.html

[50] Малько А.В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства // Правоведение. 1999. №1. С. 27.

[51] Поздняков С.А. Социально-экономические предпосылки реформирования системы социальных льгот // Гражданин и право. 2003. № 1. С. 28.

[52] Морозова Ю.С. Льготы в российском праве (вопросы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 3.

[53] Социальный кодекс Российской Федерации: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении. – Новосибирск: Ин-т философии и права СО РАН, 2004. С. 17-31.

[54] Из худого кармана последний грош валится // Парламентская газета. 2005. 17 марта. С. 6.

[55] Сазыкина А. Отдам соцпакет в добрые руки // Золотой Рог. 2007. 15 нояб. С. 2.

[56] Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №52. Ст. 5880; 2004. №35. Ст. 3607.

[57] Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (с изменениями от 1 февраля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №28. Ст. 2694; 2005. №7. Ст. 560.

[58] Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. №47. Ст. 5411; 2002. №52. Ст. 5225.

[59] Добрынин Н.М. Новый федерализм: модель будущего государственного устройства Российской Федерации: Монография. Новосибирск: Сибирская издательская фирма "Наука" РАН, 2003. С. 277.

[60] Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних" // Вестник образования. 1999. №8. С. 14.

[61] Письмо Минобразования РФ от 20 февраля 1995 г. №09-М "О защите жилищных прав несовершеннолетних" // Вестник образования. 1999. №8. С. 17.

[62] Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №28. Ст. 959; Собрание законодательства РФ. 2006. №27. Ст. 2881.

[63] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. №1. Ст. 14; 2006. №1. Ст. 10.

[64] Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" // Собрание законодательства РФ. 2000. №49. Ст. 4822.

[65] Постановление Губернатора Приморского края от 5 сентября 2007 г. N 156-пг "Об утверждении Порядка регистрации многодетных семей на территории Приморского края и Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям" // Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края. 2007. №23. 5 сент.

[66] Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (с изменениями от 25 февраля 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №19. Ст. 1044; Собрание законодательства РФ. 2003. №9. Ст. 851.

[67] Постановление Губернатор Приморского края от 5 сентября 2007 г. N 156-пг "Об утверждении Порядка регистрации многодетных семей на территории Приморского края и Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям" // Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края. 2007. №23. 5 сент.

[68] Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 24 сентября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52. Ст. 4920; 2007. №40. Ст. 4711.

[69] Постановление СМ СССР от 23 февраля 1981 г. N 209 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих" (с изменениями от 1 июля 1991 г.) // Собрание постановлений Правительства СССР. 1981. №12. Ст. 71; 1991. №20. Ст. 78.

[70] Постановление Минтруда РФ от 11 октября 2000 г. N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах". Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 ноября 2000 г. Регистрационный N 2448 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. №48.

[71] Решение Верховного Суда РФ от 30 июля 2004 г. N ГКПИ04-945 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. №2. С. 3.

[72] Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" // Собрание законодательства РФ. 2006. №7. Ст. 773.

[73] Указ Президента РФ от 23 июня 1995 г. N 628 "Об установлении специальных стипендий студентам государственных образовательных учреждений профессионального образования из числа лиц, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" (с изменениями от 8 февраля 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №26. Ст. 2452; 2001. №7. Ст. 629.

[74] Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" // Собрание законодательства РФ. 2006. №22. Ст. 2338.

[75] Приказ Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 23 марта 2001 г. N 83/14 "Об организации оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в государствах Балтии и временно находящимся в Российской Федерации". Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2001 г. Регистрационный N 2656 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. №17.

[76] Приказ Министерства регионального развития РФ от 4 сентября 2007 г. N 91 "О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2007 года". Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 сентября 2007 г. Регистрационный №10185 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 42.

[77] Пояснительная записка к проекту федерального закона N 42564-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" // Социальная защита. 2006. №11. С. 81.

[78] Определение Конституционного суда РФ от 18 июля 2006 г. N 250-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Губановой Татьяны Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 Положения о знаке "Жителю блокадного Ленинграда" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. №6. С. 34.

[79] Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону "О ветеранах". М.: "За права военнослужащих", 2006. С. 411.

[80] Петров М.И. Монетизация льгот. М.: Эксмо, 2005. С. 141.

[81] Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" // Собрание законодательства РФ. 2006. №22. Ст. 2338.

[82] Петров М.И. Монетизация льгот. М.: Эксмо, 2005. С. 161.

[83] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №2. Ст. 128; 2004. №35. Ст. 3607.

[84] Постановление Правительства РФ от 27 марта 2007 г. №181 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007 г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007 г. размера страховой части трудовой пенсии" // Собрание законодательства РФ. 2007. №14. Ст. 1694.

[85] Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №48. Ст. 4563; 2007. №43. Ст. 5084.

[86] Постановление Исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов и президиума краевого совета профессиональных союзов от 14 декабря 1984 г. N 955 "Об утверждении "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений в Приморском крае" // СПС «Гарант».

[87] Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2003 г. N 52пв03 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. №4. С. 3.

[88] Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" // Собрание законодательства РФ. 2004. №52. Ст. 5488.

       

      Семья как социальный институт

      Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

      Статистика сайта