Современная французская социология кажется полностью воссоединившееся с
международной традицией и при этом не утратившей своей специфики. Сегодня нет
такого исследовательского направления, которое было бы неизвестной, не такого,
которым бы пренебрегали, даже если некоторые из них долго не получали право
гражданства. В отличии от предыдущих периодов, когда удаленность,
интеллектуальные традиции, контексты деятельности приводили к выборочному
восприятию иностранных работ, ныне это восприятие определяется только
следствиями неясности и неудобочитаемости массовой продукции, подчиненной
логике банков данных, случайностям книжной торговли и произвольности сетей
обмена. Материалы, к которым может обращаться эпистемологическая рефлексия,
таким образом, умножились, следуя логике областей исследования и направлений.
Тем не менее, перед лицом этой глобализации практик и научных трудов
представляется, что французская социология с самого начала сохраняет
определенную специфику, которую не в состоянии полностью стереть присоединение
к чужим знаменам. Менее склонная к чистой теории, нежели немецкая социология, и
к безразличным к теоретическому значению своих актов операционализму и
прагматизму, она удерживает поверх трансформации и отклонений определенный вкус
к рефлексивности, быть может, не всегда уместный, но составляющий основу ее
эпистемологической позиции. Наконец, французская социология выражается и в
этом, возможно, ее последняя специфическая черта – в игре амбивалентных
отношений с французской философией. Значение ее различно в разных направлениях
(Башляр, Альтюссер, Фуко, Транже, Деррида, Серр, Лиотар), но в любом случае –
это интеллектуальный ресурс, не способный, впрочем, привести дисциплину к
приступам безрассудного энтузиазма, вызванным некоторыми из этих авторов за
рубежом. Нужно ли видеть в этом один из результатов глубокой философской
подготовки многих французских социологов, хранящий их от чрезмерного
преклонения перед соблазнами некоторых речей? Или это следствие скрытого
объективизма, унаследованного от контовской и дюркгеймовской традиции, столь
третируемого доминирующими течениями французской философии? Этот вопрос еще
ждет своего ответа и, скорее всего, достоин внимания социологии знания.
Объект: французская социология.
Предмет: основные тенденции французской социологии на современном этапе.
Цель: проанализировать современное состояние французской социологии.
Задачи:
1. Выявить особенности становления
французской социологии II-ой
половины XX века.
2. Отобразить интеллектуальные течения
современной французской социологии.
3. Охарактеризовать понятия «габитус».
4. Отобразить социологию символических
форм П. Бурдье: структура, практика и познание.
|