Трансформация семьи

Несомненно, рост уровня разводимости связан с изменениями, произошедшими с «традиционной семьей». В России вплоть до конца XIX века браки были всеобщими, лишь 4% женщин и 5% мужчин к возрасту 45-49 лет оставались соответственно незамужними и неженатыми. Стремление к вступлению в брак определялось удовлетворением наиважнейших потребностей, и приоритетной среди потребностей являлась прокреация. Предполагалось, что наличие любви придаст рутинной жизни определенную теплоту.

Брак, по определению, это исторически разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, традиция, религия, право, нравственность) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Институт брака со времен Римской империи обладал монополией на регулирование сексуальных отношений и воспроизводство детей. Отсюда человек «традиционной» эпохи, не состоявший в браке или не имевший детей, ощущал свою ущербность. В современном же мире происходит размывание границ семейного союза и понятия «семья». Для большинства европейского населения изменился порядок приоритетов: в первую очередь супруги ожидают от брака того, что не заложено в его природе, а именно эротики и счастья, т.е. личностной самореализации. Рождение ребенка в этом случае считается важным, но не первоочередным желанием.

Исходя из этого, можно констатировать «выход» супружеской жизни далеко за рамки брака и частичную утрату брачным союзом институционального характера. Это не значит, что семья перестает быть главным социальным институтом. Это лишь указывает на координальное изменение природы брака, которое и делает развод нормальным явлением. Суть процессов, происходящих на сегодняшний день в моногамной семье, сводится к автономизации матримониального, сексуального и прокреативного поведения. По этой причине нормальным явлением в наши дни стала добрачная сексуальность, и, в отличие от прошлых лет, добрачная беременность теперь не ведет к вынужденному правовому закреплению. Предназначение брака – прокреация – до сих пор остается неизменным, но цель брака в конкретных условиях может и не реализоваться.

Что же нас ждет дальше? Здесь хотелось бы привести цитату: «Распад семьи как священного союза мужа и жены, родителей и детей продолжится. Рост числа разводов приведет, в конце концов, к полному исчезновению разницы между санкционированным браком и незаконными сексуальными отношениями. Дети станут отделяться от родителей все раньше и раньше. Главные социокультурные функции семьи будут сокращаться, пока она не превратится в случайное сожительство самца и самки, адом – в место, куда можно «припарковаться» на ночь, в основном для сексуальных контактов».

Я считаю такой прогноз П. Сорокина немного пессимистичным, но все же стоит прокомментировать. В современном обществе действительно наблюдается сдвиг оси преданности и любви от поколенных единокровных уз в сторону супружеских отношений. Это явление проявляется в том, что любовь и уважение второй половины является наиболее ценными, тогда как родственные связи считаются само собой разумеющимся. И опять же повторюсь, трансформация семьи не тождественна ее деградации, а предполагает появление новой формы, приемлемой и отвечающей требованиям современного общества.

Очевидно, негативно на стабильность брака влияет пониженная ответственность части молодежи за судьбу создаваемой ими семьи, их нравственно-психологическая неподготовленность к совместной жизни. Но этого можно избежать, проводя воспитательную работу среди молодежи. Взять хотя бы эпизоды из американских сериалов, в которых детям задают на дом задания, суть которого разделиться на пары и ухаживать некоторое время за каким-либо предметом, изображающим ребенка. Такие примитивные мероприятия, несомненно, позитивно влияют на брачное поведение в будущем.

Перейти на страницу: 1 2

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта