Перечисление подходов к изучению моды можно продолжать и далее, однако в последние годы преобладающее значение приобрёл подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Общепризнано, что развитие и функционирование моды в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая мода ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками является художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и так далее [2, стр. 61].
Изучение моды не должно ограничиваться её сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей её природы и функционирования. Природе моды свойственны:
1. Релятивизм
— быстрая смена модных форм.
2. Цикличность
— периодическая обращённость в прошлое, к традициям. Другими словами, развитие моды носит циклический характер; сменяющие друг друга модные стандарты проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающегося в уменьшении численности их приверженцев. «отмирающие» модные стандарты зачастую не исчезают окончательно и нередко вновь наделяются модными значениями. Таким образом, мода — периодическая смена образцов культуры и массового поведения. Возможно, поэтому И. Кант определял моду как «непостоянный образ жизни».
3. Иррациональность
— обращённость к эмоциям человека, предписания моды не всегда сообразуются с логикой и здравым смыслом.
4. Универсальность
, так как сфера деятельности современной моды практически не ограничена, мода обращена ко всем сразу, и к каждому отдельно.
Мода выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая особенности массового вкуса данного общества в данное время. К функциям моды можно отнести её возможность её конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определённые ценности и образцы поведения, формировать вкусы субъекта и управлять ими. Мода дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. Мода выступает как одно из средств социализации (функция социализации): мода как подражание данному образцу «удовлетворяет потребности в социальной опоре, даёт всеобщее, общепринятое» одинокому человеку (Зиммель). Ещё одной функцией моды является функция социальной маскировки, идентификации, дистанцирования. Современная мода испытывает тенденцию к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. В этом заключается её «космополитичная» функция. Можно говорить также и об экономической функции моды, связанной с её динамизмом: мода опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта [5, стр. 581].
Однако существование такого феномена, как мода, возможно не в любом обществе. К числу характерных черт тех социальных систем, в которых действует мода, относятся:
1. Динамичность.
Общество стремится к изменениям, осуществляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|