Народ, народность, нация: теория этногенеза доктора исторических наук, выдающегося этнолога Льва Николаевича ГУМИЛЕВА. Суть ее в следующем: человек, расселяясь по планете, занимал различные вмещающие ландшафты с совершенно разным климатом. Жителям городов это понять достаточно сложно, но в сухих степях Монголии, Сахары и тундры, для того, чтобы выжить в предлагаемом ландшафте человек менялся. Менялась его культура, религия, внешность, образ жизни самое главное создавался уникальный СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ.
СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ – устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национального осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всех представителей данной этнической общности.
Стереотипы национального поведения позволяют ускорить процесс познания окружающей действительности и принятия решений. С их помощью осуществляются типологизация ситуаций и выбор ответных реакций.
Знание стереотипов национального поведения дает возможность прогнозировать действия, реакции индивидов, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Вместе с тем, реакция в соответствии со стереотипами национального поведения может стать малоэффективной в условиях неоднозначности и усложненности ситуации, что ведет к деформации процесса межличностного взаимодействия, усугублению возникшего непонимания в ходе общения между индивидами.
Стереотипы национального поведения в повседневной жизни находятся в тесной взаимосвязи с правилами и нормами национального этикета. Стереотипы национального поведения в экстремальных ситуациях облегчают поведение и деятельность, позволяют экономить время и усилия, снимать напряженность и переживания.
Стереотипы национального поведения проявляются как на внутригрупповом, так и межгрупповом уровнях. Последний определяет само содержание стереотипов национального поведения.
В зависимости от состояния межэтнических отношений стереотипы национального поведения могут приобретать позитивный, либо негативный характер. Стереотипы национального поведения включены в общую систему межгрупповых механизмов социального восприятия [3, 529 с.].
Однако, все сказанное относится только и исключительно к появлению такого понятия, как народность (народ) - группа людей проживающих на одной территории, имеющих похожий язык, способ ведения хозяйства, близкую культуру. Яркий пример народности - восточные славяне (великорусская народность): русские, украинцы и белорусы.
Появление нации – следующий шаг, связанный, прежде всего, с осознанием своей культурной и исторической общности. Это сознательный процесс, в результате которого трагедии и успехи нация воспринимает в целом не потому, что живет в одном государстве, а потому, что является единой культурной общностью с общей исторической судьбой и это единство, эту общность осознает. Даже у некоторых западно-европейских народов национальное самосознание появилось достаточно поздно. Например, итальянское государство, возникшее усилиями Гарибальди на волне повышения национального самосознания, появилось только в середине XIX века. Немцы также создали централизованное государство только во второй половине XIX века. Конечно, в значительной степени эта заслуга канцлера Бисмарка, однако без возникшего единого национального самосознания народ не смог бы на протяжении 70 лет провести 3 сложнейшие войны, в двух последних проиграть и при этом не позволить своему государству рассыпаться. С прискорбием констатируем, что русская нация до сих пор не возникла. Нет осознания исторической и культурной общности русского этноса.
Как правило, в рамках одной народности возникает несколько наций, это дело случая, естественных географических границ между частями народности и зигзагов истории. Однако принадлежность к одной народности представителями разных наций осознается всегда. Мы можем констатировать, что сейчас в пределах территории РФ проживает русская народность, которая пока так и не состоялась в качестве единой НАЦИИ. Это еще одно, почти не преодолимое препятствие на пути создания Русского Национального Государства.
Таким образом НАЦИЯ – большая социальная группа, исторически возникающий тип этноса, представляющий собой определенную общность людей, характеризующуюся единством территории, тесными экономическими связями людей, общностью языка, культуры, черт психического склада.
|