Существенными факторами расообразования у человека стали изоляция и метисация в их взаимодействиях. Это – специфически человеческие факторы расообразования в условиях общественного развития.
На ранних стадиях отдельные кровнородственные группы были немногочисленными, мало соприкасались друг с другом. На этой ступени расовые признаки могли генетически закрепляться в изолированных эндогамных родах.
Численное увеличение родовых групп и племен, их расселение на более обширной территории вело к расширению ареолов расовых типов. С развитием общества уменьшилась изоляция между родовыми и племенными группами, усиливалось смешение месжду ними. Смешение рас вело к образованию новых рас, а с другой стороны, к постепенному сглаживанию расовых отличий. В случае изоляции смешанной расовой группы признаки расового типа закреплялись.
Дальнейшее развитие человечества, приведшее к образованию народов, а затем и наций, и все нарастающее общение внутри данных образований и между ними вело к еще большему смешению уже не между отдельными этническими группами, а в более широких масштабах. В этих условиях фактор метисации перестает играть расообразовательную роль. Он приводит к нивелировке расовых типов. Образование наций и больших многонациональных государств ведет к очень большому расовому смешению человечества. Будущее человечество будет все менее различаться в расовом отношении, станет более однородным по физическому типу.
Особой проблемой является исследование значения полового отбора в возникновении расовых различий. Ч. Дарвин приводил аргументы в пользу теории доминирующего значения полового отбора в расогенезе. Расовые признаки не могли быть созданы естественным отбором в силу их бесполезности. Наиболее энергичные и сильные мужчины племени, по мнению Ч.Дарвина, отбирая наиболее красивых женщин себе в жены, формировали тип племени. Однако, нельзя переносить нейтральность расовых признаков у современного человека в поздний палеолит, когда они обладали адаптивным значением. Половой отбор мог лишь усиливать черты, возникшие ранее. Наконец, групповая форма брака в первобытнообщинном строе могла препятствовать половому отбору [1, 254 с.].
|