Как и в количественном исследовании, отправным пунктом здесь является проблемная ситуация. Исследователь формулирует проблему, начиная с самой общей постановки вопроса. Такой вопрос обычно начинается со слова "что" или "как". Это означает желание изучить данную проблему с точки зрения того, что происходит в реальности. Сравним: в количественном исследовании исследовательский вопрос обычно начинается со слова "почему" и ответ ищется через сравнение различных групп: почему данная группа отличается от другой. Таким образом, исследуются отношения между отдельными составляющими (зависимые и независимые переменные).
В качественной методологии исследовательский вопрос формируется как открытый и широкий: не настолько широкий, чтобы объять необъятное, но не настолько узкий, чтобы исключить возможность поиска неожиданных аспектов проблемы. Это вопрос определяет:
а) феномен, подлежащий изучению;
б) его стороны, аспекты, на которых вы хотели бы сфокусировать свое внимание;
в) что конкретно вы хотели бы узнать о данном предмете.
Обычно основной вопрос ориентирован на изучение действий и процессов. Такой вопрос способствует дальнейшему определению исследовательской ситуации: подсказывает события, которые подлежат изучению; источники информации, необходимые для анализа ситуации; какие действия людей подлежат рассмотрению или кто должен стать участником исследования. Если в процессе изучения множественность и разноликость данных приведет к утере ориентиров, исследовательский вопрос как компас всегда позволит вернуться к стержневому интересу в изучении феномена.
Вопрос может быть также направлен на описание культурных образцов (Как можно описать или интерпретировать .?) или процессов (Каковы пути, формы достижения .?), на выяснение значений (С точки зрения (заказчика, участника и т.д ) каковы .?).
|