По характеру собираемой информации технология сбора данных может быть различной, в зависимости от целей исследования. О различных методах сбора информации (интервью, наблюдение, анализ документальных источников и аудио-визуальных материалов). Основной особенностью полевых работ в качественном исследовании является не один определенный, но мультиметод, при котором одновременно используются несколько разнохарактерных источников информации.
Полевой этап исследования может быть представлен следующей последовательностью шагов:
1. Выбор проблемы, цели исследования и формулировка основного вопроса.
2. Определение субъектов исследования и организация доступа к ним.
3. Отбор конкретных фигур и обоснование своего выбора; выбор места проведения исследования для детального изучения по одной из тактик.
4. Сбор информации по одному из методов при привлечении всей возможной информации, собранной другими методами (мультиметод сбора данных при помощи интервью, наблюдений, документов, аудиовизуальных материалов).
5. Подготовка к будущему анализу данных: решение о форме протоколов, полевых заметок, кодировании общего списка интервью и решение этических вопросов с участниками исследования (разрешение на публикацию).
6. Выбор формы хранения и способа систематизации полевых документов в единицах хранения.
6. Заключительный этап работы исследователя
Исследователь ориентирует конечную подачу результатов на определенную аудиторию:
· узкое научное сообщество, хорошо знакомое со спецификой качественныхисследований;
· широкую научную общественность, которая заинтересована в результатах, но не готова к пространным цитированиям из текста;
· широкую публику, не понимающую специального научного языка, но являющуюся экспертом в социальной повседневности.
В любом случае объем итогового текста обычно превосходит размеры привычного количественного отчета, так как включает в себя описательный материал и прямое цитирование высказываний людей. Он будет отличаться и по структуре - это скорее размышление с большим количеством ссылок на первичный текст без традиционной структуры отчета, выделяющей вступление, обзор литературы, описание использованных методов, результаты и выводы.
Итоговый текст может иметь самый разный стиль подачи. Мы можем подать его как рассказывание истории; в форме отчета об исследовании, следуя традиционной форме(проблема, вопрос, метод, результаты); можем рассказать о своем опыте проведения исследования или дать слово только информантам, приводя их высказывания почти дословно.
Чаще всего качественные исследования не имеют окончания в традиционном смысле, т. е. не содержат выводов. Они обычно заканчиваются вопросом или же содержат гипотезы. По методической функции их можно назвать стимуляторами дальнейших исследований.
Перейти на страницу: 1 2 3
|