Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей — от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогащались. Наивысшим выражением стали идеи Дюркгейма и Вебера. Они не только создали самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложили методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее. Конечно, и общество в их время стало намного богаче и сложнее. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социологии, а Вебера — самым крупным теоретиком среди всех когда-либо живших социологов.
Социологическое знание стремится вобрать в себя все лучшее, что имеется в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для новых направлений, которые определяют ее движение вперед. Среди проблем, ставших ведущими для социологии, на современном этапе развития являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, «человеческие отношения», общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Однако предстоит еще многое сделать как для создания соответствующих учебных пособий, так и для изложения действительной теории развития социологической мысли, свободной от предубеждений, идеологических штампов и просто нелепостей, накопившихся за долгие годы пренебрежения этим направлением в науке.
[1] Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» // Социологические исследования. – 2003. - № 4. – С. 25.
[2] Коломийцев В. У истоков социологической мысли: Конт, Токвиль, Спенсер // История. – 2001. - № 40. – С. 6.
[3] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-М, 2001. – С. 10.
[4] Шпакова Р.П. Фердинанд Теннис. Забытый социолог? // Социологические исследования. – 1995. - № 12. – С. 139.
[5] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-М, 2001. – С. 11.
[6] Кравченко А.И. Социология. – М.: Академический Проект, 2001. – С. 61.
[7] Смелзер И. Социология. - М., 1994. - С. 492.
[8] Кравченко А.И. Социология. – М.: Академический Проект, 2001. – С. 63.
[9] Зотов А.А. Путь В. Парето к социологии // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С. 134.
[10] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-М, 2001. – С. 13.
[11] История социологии: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – Минск: Высшая школа, 1997. – С. 188.
[12] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-М, 2001. – С. 15.
[13] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-М, 2001. – С. 17.
[14] История социологии: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – Минск: Высшая школа, 1997. – С. 246 – 247.
[15] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-М, 2001. – С. 19.
[16] Зборовский Т.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию. - Екатеринбург, 1992. - С. 44 - 45.
[17] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-М, 2001. – С. 21.
[18] Голосенка И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. - Сыктывкар, 1991.
[19] Харчева В. Основы социологии. – М.: Логос, 2000. – С. 92.
|