Использование ресурсов не сводится к их «проеданию». Оно предполагает целый комплекс функций и действий, включающих формирование ресурсов, их регулирование, развитие и т.д.
В современных условиях важной задачей является оптимизация управления социальными ресурсами муниципального образования, под которой понимается обеспечение условий для выбора и осуществления наилучшего варианта поведения (функционирования, развития) социальной системы. При этом возникают два вопроса, связанных с выбором: первый - из чего выбирать (должно присутствовать множество возможных, альтернативных вариантов), второй - как выбирать, чем руководствоваться (какими целями, нормами и т.п.) при выборе.
Применительно к использованию социальных ресурсов эти вопросы звучат так - из каких средств, способов и технологий использования социальных ресурсов выбирать и чем руководствоваться при выборе данных средств, способов и технологий.
Сегодняшний россиянин оказывается одиноким перед властью, социальными институтами, могущественным давлением масс-медиа и общественного мнения. Власть сконцентрировалась в руках правящего меньшинства, которое заинтересовано в удержании населения в «полусонном состоянии». Последнее проявляется в резком отчуждении граждан от власти и в снижении политической активности.
Институт социальных ресурсов на протяжении большей части мировой истории носит реакционный характер, а их использование для получения первичных ценностей является вариантом манипулятивного социального обмена, ведущего к эксплуатации одними индивидам и жизненных ресурсов других вопреки рациональным целям последних. Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость более полного и рационального раскрытия и использования социальных ресурсов территории и обеспечение на этой основе их устойчивого развития.
Цель исследования – определить мнение населения об управлении социальными ресурсами и возможностях их реализации на муниципальном уровне, а также сформировать предложения по оптимизации использования потенциала местного сообщества.
Объект исследования – население муниципального образования «г.Нижнекамск» в т.ч. студенты нижнекамских ВУЗов (НХТИ, ТИСБИ, НФ ИЭУиП), а также статистические данные и социологические исследования российских социологов.
Предмет исследования – возможности реализации потенциала местного сообщества.
Гипотеза исследования: современная молодежь выражает заинтересованность в решении существующих социально-экономических проблем, однако не обладает для этого реальными возможностями.
Задачи исследования:
- изучить факторы, препятствующие эффективному управлению социальными ресурсами;
- в результате статистического анализа, анализа документов и опроса молодежи выявить уровень социального самочувствия граждан в г. Нижнекамске;
- определить необходимость совершенствования технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне;
- исследовать роль муниципальных властей в управлении социальными ресурсами.
Основными методами сбора информации явились методы контент-анализа документов, вторичный анализ опросов общественного мнения, опрос молодежи в возрасте от 18 до 30 лет (Приложение Д).
Определение исследуемой совокупности.
Исследуемая совокупность – студенческая молодежь г.Нижнекамска. Выборочная совокупность - 100 человек, являющихся студентами трех ВУЗов города, учащиеся на двух последних курсах.
Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Исполнитель |
Примечания |
1 Составление и утверждение программы социологического исследования |
Февраль |
Дипломант совместно с научным руководителем | |
2 Подготовка методического инструментария |
Февраль |
Дипломант | |
3 Проведение социологического исследования |
Март |
Дипломант совместно с научным руководителем | |
4 Подготовка анкеты для обработки |
Март |
Дипломант | |
5 Обработка собранной информации на компьютере |
Март |
Дипломант | |
6 Анализ результатов исследования |
Апрель |
Дипломант | |
7 Обсуждение результатов исследования |
Апрель |
Дипломант совместно с научным руководителем | |
8 Оформление отчета о проведении исследования |
Апрель |
Дипломант | |
Перейти на страницу: 1 2 3
|