Благотворительность, как форма помощи неимущим имеет в России давнюю традицию. В Древней Руси и до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви и монастырей, где возникали богадельни. Затем подробный план призрения был разработан Петром I, но он не был осуществлён из-за скорой смерти царя. До Екатерины II на государственном уровне этим делом никто не занимался, вернее, общественное призрение неразрывно было связано, прежде всего, с церковью, а со времени правления Екатерины II создавались светские благотворительные учреждения. Впервые в России учреждаются воспитательные дома и приюты.
Новым этапом в развитии благотворительности явился XIX век, когда она стала приобретать более широкий частный и общественный характер и стала проводиться во всех губерниях и регионах, расширяя свои функции от помощи бедным до строительства храмов и культурно- просветительских учреждений. Источниками средств на благотворительную деятельность, кроме государственных ассигнований, были проценты с капиталов, доходы с заведений, кружечные сборы, но главным образом пожертвования богатых людей.
Так, более чем полувека назад город Малмыж Кировской области приобрел известность почти в мировом масштабе. В первой половине ΧΧ в.в городе Тяньцзине купеческая вдова Евдакия Александровна Батуева оставила завещание, по которому все наследственное имущество и капиталы в день десятой годовщины ее смерти должны отойти городу Малмыжу Вятской губернии.
Если совсем точно, деньги завещал ее муж - Михаил Дмитриевич, – это он был уроженцем Малмыжа. Еще до революции Батуевы уехали в Китай, где стали богатыми людьми, владельцами чайных плантаций.
Их приемная дочь, Нина Роксдейл, подала в китайский суд иск с требованием признать завещание недействительным. Городской совет Малмыжа начал судиться с нею. В итоге длительных судебных разбирательств было вынесено решение: разделить наследственное имущество пополам. На завещанные деньги в Малмыже надлежало построить богадельню для престарелых и ремесленное училище для сирот. Сейчас в доме, построенном на «батуевские миллионы», размещается психоневрологический интернат.
Благотворительное движение в Вятской губернии развивалось, опираясь на многовековой опыт российской филантропии и милосердия. И в тоже время благотворительная деятельность на Вятке имеет свои особенности. Одна из них – преобладание купеческой благотворительности, другая заключалась в специфике деятельности местных благотворителей: «ни одно существовавшее в России благотворительное общество не ставило перед собой такой практической и полезной задачи, как Вятское, а именно – искоренение нищенства». Основанное в 1873 г. при активном участии местных купцов Вятское благотворительное общество с самого начала стало крупнейшим региональным центром социальной помощи и защиты бедных. Широкое развитие благотворительности в Вятском регионе наблюдается в конце XIX – начале XX в. В его ведении находились практически все известные благотворительные учреждения губернского центра - Прозоровский ремесленный приют, Убежище для вдов и девиц, Дом призрения малолетних детей, Дом трудолюбия, Ночлежный приют и так далее, спасавшие бедное население от голода и гибели.
Деятельность общества была весьма многогранной. Это и назначение ежемесячных или единовременных пособий бедным, и оказание помощи больным, и внесение платы за обучение, в том числе и в гимназиях, и содержание детей - сирот, людей пожилого возраста. Целенаправленность и желание помочь как можно большему числу нуждающихся проявились в разделении обществом города на участки, которыми заведовали специально избираемые попечители. Последние собирали пожертвования, выявили на своих участках обездоленных и решали вопросы об оказании им помощи. Самые крупные пожертвования в г. Вятке делали купцы Я.А. Прозоров, Н.И. Сырчев, Т.Ф.Булычев и др., чьи благотворительные дела поражали своими масштабами. Я.А. Прозоров, например, отдал под благотворительные учреждения пять домов и ежегодно выделял 10% прибыли, пожертвований благотворительному обществу, (-было до 1600 руб. ежегодно), что составляло почти половину ежегодного дохода общества. Каждую неделю из его конторы выдавались нещим деньги и мука. На средства этого купца был перестроен Зимний храм Владимирской церкви. Заботу этого купца бедные ощущали даже после смерти Я.А. Прозорова, поскольку он завещал благотворительному обществу целый квартал своих построек - каменных домов, лавок, жилых и нежилых строений и земель.
Н.И. Сырчев завещал проценты с капитала 10 тысяч рублей духовному училищу, духовной семинарии и Вятской мужской гимназии на воспитание и образование сирот и детей из бедных семей. Кроме этого им были завещаны сенокосные угодья и дом на Морозовской улице.
|