Введение

Ситуация в науке, когда неудовлетворенность ученых - обществоведов возможностями философии привела к основанию новой социальной науки, имела широкий общественный контекст. Появление социологии было вызвано общественной потребностью понимания сущности и направлений крупномасштабных социальных перемен, происходящих в передовых странах.

В эту эпоху широкого интереса к социальному реформаторству, в котором многие общественные деятели стремились опереться на науку, изучающую функционирование и развитие общественного строя, в движении к индустриальному и гражданскому обществу - возникла такая социальная среда, в которой социальная наука обратилась к изучению конкретного человека и его повседневного поведения.

Формирующееся гражданское общество составило социальную основу возникновения социологии.

Вторая половина девятнадцатого века в интеллектуальной истории Запада - время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско - натуралистического мировоззрения, под влиянием которого развивалась появившаяся новая наука. Широкое распространение получила эволюционная теория, опирающаяся на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве методов естественных и общественных наук.

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Г.Спенсер, чье учение получило название "социальный дарвинизм".

Эволюция для английского социолога - универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он был сторонник организмического подхода к социальным фактам и рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом.

Г.Спенсер оказался важным предшественником структурного функционализма и системного анализа, занявших первостепенное место в современной социологии.

Особый интерес представляют взгляды немецкого социолога Г.Зиммеля, считавшего, что социология должна конструироваться не традиционным путем выбора свободного другими социальными науками предмета, а как метод науки, не обладающей своим собственным содержанием. Он предложил новое социологическое видение, которое имеет своей задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам.

Его концепция, с одной стороны, гарантирует четкость отделения социологии от других общественных наук, поскольку она изучает чистые формы социализации, с другой - позволяет провести границу между науками об обществе, в которых возможно применение социологического метода, и науками о природе.

Классиком социологической школы является французский ученый Э.Дюркгейм. К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социологической реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача - не только исследование социальных фактов. Социология вооружает все другие общественные науки методом и теорией.

Одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории, является М.Вебер.Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу - сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов.

Перейти на страницу: 1 2

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта