Одним из родоначальников позитивизма является английский социолог и философ Г.Спенсер ( 1820 - 1903). Большую часть жизни Г.Спенсер провел как кабинетный ученый, пытаясь соединить эмпиризм с априоризмом, признавая самоочевидное физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. По его мнению, что априорно для личности, то априорно для рода.
Г.Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Данное им определение предмета социологии проистекало из его эволюционистских взглядов : он верил, что существует общий закон развития природы и человеческого общества, и что общественные явления можно в известной мере предвидеть. Образование, прогресс, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которых присущи свойства общие для всего человечества и особенности, свойственные определенной группе, и индивидуальные особенности - все это является предметом социологии, считал Спенсер.
Определяя социологию как науку, которая изучает социальные группы, он полагал, что социология при их изучении должна исходить из принципа, согласно которому отличительные особенности частей определяют свойства целого.
В соответствии с его концепцией, человеческое общество представляет собой сложный своеобразный организм, который возникает, развивается и прекращает существование согласно своим законам. Именно по этому, общество как организм есть нечто большее, нежели совокупность частей, органов, с их особыми свойствами и функциями.
Спенсер стремился объяснить общественную жизнь и развитие общества, указывая на сходство, существующее между человеческим обществом и биологическим организмом.
Философские взгляды Спенсера принадлежат традиции британского сенсуализма. Его методологические основания связаны с отрицанием спекулятивных, метафизических истин и аппеляцией к личному опыту. Вера в возможности научного знания сближает его концепцию с позитивизмом. Однако сам он отказывался считать себя позитивистом и называл свой методологический подход "преобразованным реализмом".
Прогресс рассматривается им в терминах структурного соответствия между организмом и средой. Отсюда и предположение о градациях жизненных форм : чем сложнее структура взаимодействия, тем выше уровень адаптации жизненной формы к среде. Взаимодействие между организмом и средой может быть непосредственным и опосредованным, отнесенным во времени и пространстве.
Он стремился применить в своих исследованиях эмпирический подход, понимая его как необходимость включения в социологическую теорию эмпирических данных - исторических, этнографических и других факторов.
Интеллектуальный облик Спенсера в полной мере реализовался в его характере и манере жизни. Он превратил свою жизнь в следование избранной им цели и сопротивлению внешним обстоятельствам.
Был популярен в конце XIX века. Его идеи воспринимались как провозвестие порядка в хаосе жизни.
|