Э.Дюркгейм родился 15 апреля 1858года на северо-востоке Франции в небогатой семье потомственного раввина. В 1879 году с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже. Окончив её в 1879 году, в течении нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 - 1886 годах побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук.
В 1887 году был преподавателем "социальной науки и педагогики" в университете Бордо. С 1896 года там же возглавил кафедру "социальной науки".
С 1898 по 1913 годы руководил изданием журнала "Социологический ежегодник". С 1902 года преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру "науки о воспитании и социологии".
Его социологическая концепция формировалась глубоко обработанной, в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями.
Согласно Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками : объективностью - внешним существованием; и принудительностью по отношению к индивидам.
Социальный факт специфичен. Он порождён объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание - коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, необходимо, считает Дюркгейм, чтобы по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов, образуясь из взаимодействия множества знаний, то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей, которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом его метода.
Социальная реальность вовлечена в универсальный контекст отношений естественной причинности, общество и природа в равной мере могут быть изучаемы как комплексы эмпирических фактов, подчиняющихся неким общим и специфическим законам.
Общество трактуется им как реальность особого рода, не сводимая к совокупности индивидов.
Он настаивает на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук, выдвигая принцип : социальные факты надо рассматривать как вещи.
Одним из первых в социологии он пытался соединить теоретический анализ социальных явлений с эмпирическим. Являлся одним из активных участников процесса первичной институционализации западноевропейской социологической науки. Во многом благодаря его стараниям социология во Франции получает признание в академических кругах, становится предметом университетского образования.
|