Г.Зиммель - немецкий философ-идеалист и социолог

Г.Зиммель родился в 1858 году. С 1885 года приват-доцент, и профессор университетов Берлина с 1901 года и Страсбурга с 1914года.

Его ранний период прошел под влиянием Г.Спенсера и Ч.Дарвина, в 1900-х годах сменился воздействием идей И.Канта, в особенности его априоризма.

"Жизнь" понимается им как процесс творческого становления, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только во внутреннем переживании, интуитивно. Характерный пафос жизни как иррациональной судьбы пронизывает философию Зиммеля.

В работах по социологии он выступает основоположником формальной социологии. Предметом социологии считает формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания. При этом социальное односторонне понимается как совокупность межиндивидуальных отношений.

Зиммель дал социально-психологический анализ роли денег в развитии безличных отношений между людьми как предпосылки развития личности и индивидуальной свободы. Работы оказали большое влияние на последующее развитие буржуазной социологии в Германии.

Обширное теоретическое наследие Г.Зиммеля содержит в себе множество продуктивных социально- философских и социологических идей и целостных концепций, отчасти воспринятых традицией социального теоретизирования, отчасти всё ещё ожидающих критической интерпретации и соотношения со сложившимся в социологии "концептуальным словарём". Особенно значимы для общей социологической теории зиммелевские взгляды на общество как предмет социологического анализа, а также на природу социального действия.

Зиммелевская формальная социология имеет своим предметом не общество как абстракцию, а формы обобществления, она изучает основные формы взаимодействия. В его социальной теории субъективный смысл действия определяется и переопределяется в ходе взаимодействия двух и более индивидов, то есть интенциальное социальное действие - это всегда взаимодействие по меньшей мере двух сторон, и понимания мотива действия возможно лишь в этой обоюдной рефлексивной перспективе.

Неоднократно повторяется в работах Зиммеля ментальный, духовный характер происходящего обобществления, который позволяет говорить о том, что общество и социальное взаимодействие для него существуют прежде всего в сознании, в разуме действующих, а социальные изменения и исторический процесс в целом отражают прежде всего изменения в формах обобществления, рационализацию, усложнение структуры пересекающихся социальных кругов.

Ключевые идеи Зиммеля о рефлексивной и обоюдной природе социального взаимодействия сыграли большую роль в становлении теорий деятельности "модернистского" периода, прежде всего, оказав воздействие на формирование основ теоретического символического интеракционизма. Они также очевидным образом повлияли на новейшие попытки создания теории действия как "реляционной прагматики".

Зиммель считал, что социология должна изучать то, что является формальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путём абстракции от социального содержания, то есть от деятельности и целей, ради осуществления которых люди и вступают в соответствующие отношения.

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта