Понимающая социология М.Вебера

Понятие рациональности играет решающую роль и в социальной философии и в социологии Вебера.

По мере углубления процесса рационализации происходит разрушение религиозной картины мира, что угрожает его существованию. Возрастает роль науки как содержательной предпосылки, задающей направлении рационализации в мире. Выражением нового типа отношения к миру оказывается этика ответственности, вступающая в очень сложные отношения с этикой убеждения. "Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает только на то, что он может, а при известных обстоятельствах на то, что он хочет совершить." (л.2 с.350)

Рациональность оказывается закономерностью, пробивающей себе дорогу вопреки воле и желанию людей, которых она грозит полностью лишить индивидуальной свободы.

Понятие социального действия принадлежит к числу отправных содержательно-теоретических понятий социологии Вебера. Социальное действие - это простейшая единица социального поведения. Под социальным действием Вебер понимает действие индивида, сознательно ориентированное на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей. "Социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других."(л.2 с.625)

Социальным действие становится при наличии двух условий :

1). если это сознательное действие, обладающее той или иной степенью рациональной осмысленности;

2). если оно ориентировано на фактическое или возможное поведение других людей.

Действие, ориентированное на предполагаемые индивидом ожидания хотя бы в минимальной степени и не характеризующиеся определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным.

Вебер выделял четыре типа социального действия :

1). целерациональное действие - действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, рационально соотнесенной с осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение. Оно представляет собой мысленную конструкцию, построенную на основе сочетания ряда специфических характеристик, отвлеченных от реального человеческого поведения.

В качестве социального действия, данное действие предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих людей и использование их поведения для достижения поставленной им цели.

2). ценностно-рациональное действие - действие, основанное на вере в безусловную ценность поведения, взятого в своей ценностной определенности как нечто самодостаточное и независимое от его возможных результатов.

Смысл такого действия заключается в собственном определенном характере, которым утверждается абсолютность соответствующей ценности.

Ценностно-рациональное действие всегда обусловлено определенными заповедями и требованиями, в подчинении которым действующий индивид видит свой долг.

3). традиционное действие - действие, основанное на привычке к определенным действиям, получающим почти автоматический характер и минимально опосредованным осмысленным целепологанием. Значимость этого типа социального поведения связана с тем, что к нему близка большая часть обычного повседневного поведения людей, в котором большую роль играет привычка.

4). аффективное действие - действие, определяющей характеристикой которого является эмоциональное состояние действующего субъекта. Это действие имеет свой смысл в определенности поведения, его характера, одушевляющей его страсти. Главное в нем - стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом. Такое поведение находится на границе осмысленного и сознательно ориентированного человеческого действия.

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта