История русских бомжей

Аббревиатура «бомж» вошла в наш обиход не так давно. Но это вовсе не значит, что до этого бродяг не существовало. На самом деле они были еще в глубокой древности, только назывались иначе. Бомжи наследники бродяг, от которых они отличаются большей опущенностью, опустошенностью и деградацией. Понятие введено в языковой оборот в 1970-е годы ХХ века. Тогда, в результате определённого облагораживания советской политической системы, в милицейских протоколах задержания и стало появляться слово «бомж». Например, в 1975 году в линейном отделении милиции Финляндского вокзала города Ленинграда задержанные, не имеющие документов, регистрировались как «б/о м.ж.». В дальнейшем сфера применения слова расширилась и изменилась, бомжами стали называть людей, живущих без прописки, а также в некоторых случаях, когда человек жил по случайным адресам.

В массовое употребление слово «бомж» вошло благодаря появившимся в годы перестройки телепрограммам, посвященным новостям криминального мира. Вместе с криминальной хроникой перестройка принесла экономические реформы, во многом способствовавшие пауперизации населения и увеличению численности бомжей.

Считается, что ряды бомжей пополнило большое количество людей, не адаптировавшихся к изменениям 90-х годов. Другой причиной увеличения их численности в этот период было ослабление административного контроля. Главным фактором, повлиявшим на увеличение количества бомжей, признается появление в эти же годы свободного рынка недвижимости. Возможность быстро и просто получить за свое жилье крупную сумму наличности на многих подействовала развращающим образом. К этому нужно добавить мошенничества при продаже жилья, а также проблемы, возникающие перед человеком, вернувшимся из мест лишения свободы.

Время от времени в столичных городах проходила кампания борьбы с бомжами: например, в 1980 году перед Олимпиадой в Москве и Ленинграде переловили и вывезли всех живших там бомжей в областные города районного подчинения и поселки городского типа, удаленные от столичных городов на расстояние 100 и более километров.[10]

В семи регионах России - Самарской, Мурманской, Архангельской, Владимирской, Новгородской областях, в городах Санкт-Петербурге и Петрозаводске – в 2003 году было проведено исследование, на сегодняшний день не имеющее аналогов, в результате которого вырисовался портрет бомжа. Так каков же он – сегодняшний бомж?

Во первых, это «мужское лицо» - среди обитателей социального дна две трети мужчин. Средний возраст нищих и бомжей приближается к 45 годам. По социальному положению 81% бездомных относит себя к рабочим, 12,2 - к служащим. Меньше всего «на дне» работников сельского хозяйства - 0,7 процента. 92% бездомных - одинокие люди. Почти пять процентов сообщили, что имеют на иждивении родственников, а 15% родни не имеют вообще. 63% бомжей по различным причинам не поддерживают никаких отношений с оставшимися в живых родственниками. Бродяжнический образ жизни для этих людей является «личным выбором» только в 14% случаев. Среди бездомных 26% бывших заключенных, а 19,6% обитателей улиц утратили жилье в результате мошеннических сделок с недвижимостью. Половина респондентов имеют паспорт, зато 34% не имеют никаких документов.[11]

Было развенчано еще одно заблуждение обывателей, считающих, что в общей массе бомжи - глубокие невежи. Большинство опрошенных получили среднее профессиональное образование, встречались среди них и граждане с высшим образованием. Почти 60% бездомных сообщили о наличии у них хотя бы одной профессиональной квалификации и еще треть - о наличии двух и более специальностей.[12]

Что касается источников существования, то более половины бродяг промышляют временными приработками, затем стоят сбор и сдача вторсырья, пенсия, пособия, постоянная неофициальная работа и милостыня - 16,8% бомжей нищенствуют, несколько бомжей признались, что занимаются мелким воровством. Постоянная официальная работа оказалась на последнем месте. Официальное трудоустройство является для бездомного исключительной редкостью отнюдь не случайно, т.к. оно возможно лишь при сохранении прописки, свидетельства государственного пенсионного страхования и ИНН. [13]

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта