Органы власти: 1989-1991 гг.
Предтечей современной формы организации местной власти (в духе Европейской хартии) стало реформирование местного партийно-государственного управления.
Реформирование осуществлялось на имеющейся административно-территориальной основе. Изменения в системе государственной власти и управления в основном были направлены на обеспечение процесса перераспределения части полномочий между центральными, региональными и местными органами государственной власти в пользу нижних уровней системы.
Задача формирования местной власти как самостоятельная на начальном этапе не ставилась. Местные органы власти (в том числе выборные) до 1992 г. оставались в системе органов государственной власти, однако расширение их полномочий и самостоятельности создавало благоприятные предпосылки для создания современной формы местной власти.
Параллельно шел во многом стихийный (без какого-либо государственного регулирования) процесс формирования территориального общественного самоуправления (территориальное общественное самоуправление в соответствии с измененным законодательством входило в систему местной власти).
Одновременно вводилась форма самоуправления на предприятиях (тогда еще государственных) посредством избрания Советов трудовых коллективов (СТК).
В 1992 г. на конституционном уровне впервые органы местной власти специальной поправкой были выведены из системы органов государственной власти, при этом их новый правовой статус не был в достаточной мере уточнен.
Конституционная реформа 1993 г.
В рамках конституционной реформы 1993 г. процесс децентрализации получил свое логическое завершение в виде провозглашения института местной власти в качестве самостоятельной структуры в системе публичной власти, имеющего организационную обособленность (ст. 12 Конституции Российской Федерации). Одновременно устанавливалось, что органы власти должно иметь:
Ø выделенную компетенцию (вопросы местного значения)
;
Ø финансово-экономическую самостоятельность
в решении вопросов местного значения на основе права иметь собственный бюджет, формирующийся посредством передаваемых местному самоуправлению доходных (налоговых и неналоговых) и расходных полномочий;
Ø широкую самостоятельность в выборе организационных форм местной власти (с правом создания системы управления развитием муниципального образования
).
Вместе с тем Конституция России обязала органы местной власти часть социальных услуг оказывать бесплатно (точно не определив их объем).
Однако каких-либо значимых изменений в процессе развития местной власти непосредственно после принятия Конституции не произошло. В соответствии с Конституцией до принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местной власти в Российской Федерации» было избрано несколько (по некоторым сведениям 9) глав местной власти (мэров) в основном в крупных городах.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местной власти в Российской Федерации" (1995 г.)
Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местной власти в Российской Федерации" не являлось прямым требованием Конституции России. Однако реальная практика государственного строительства подсказала необходимость разработки такого закона. С законодательной инициативой выступили Президент Российской Федерации и две группы депутатов Государственной Думы. Таким образом, к первому чтению были подготовлены три альтернативных законопроекта, отражавших основные представления о местном самоуправлении в кругах политической элиты страны.
|