Учитывая роль и место местной власти в решении вопросов перехода России к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности страны, становление и развитие местной власти должно стать одной из приоритетных задач государственного строительства
. Процесс должен осуществляться в рамках специальной общегосударственной программы.
Условием развития местной власти является наличие общей стратегии государственного строительства и представлений о роли и месте местной власти в системах публичной власти и управления развитием.
Роль государства в становлении и развитии местной власти в целом должна возрасти. Усиление роли государства в отношении муниципальных образований должно осуществляться не в направлении непосредственного участия в решении вопросов местного значения, а в направлении усиления его роли в координации всех процессов государственного строительства, оказывающих влияние на развитие муниципальных образований. Необходим переход от эпизодических мер государственной поддержки развития муниципальных образований к системной работе по управлению реформой в направлении создания необходимых условий развития местной власти.
Необходимо переходить от политики государственной поддержки местной власти
(как политического института) к государственной политике в отношении муниципальных образований и поселений
(как социально-экономических целостностей в соответствии с их типологией и государственной стратегией - демографической, экономической, региональной, геополитической и др.).
Наиболее «узким» местом государственного строительства остаются вопросы взаимодействия органов государственной власти и местной власти. Поэтому основная стратегическая задача центральной власти в ближайшей перспективе - обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов взаимодействия двух систем власти и управления, для чего необходимо:
1) установить оптимальную систему распределения полномочий по уровням власти и механизмы ее коррекции и совершенствования в соответствии с реальными возможностями конкретных категорий муниципальных образований, создавая стимулы социально-экономического развития;
2) провести административную реформу и реформу административно-территориального деления;
3) обеспечить развитие межбюджетных отношений на основе нормативного определения (в натуральных показателях) объемов финансирования государственных (конституционных) социальных гарантий, одновременно определив и включив стимулирующие механизмы;
4) обеспечить государственный и муниципальный контроль за соблюдением законодательства и создание системы взаимной ответственности органов местной власти и органов государственной власти; создать правовые механизмы эффективного контроля за деятельностью органов местной власти; усилить роль представительных органов местной власти, особенно в части контроля за муниципальными финансами и деятельностью исполнительных органов местной власти, с постепенным переходом к контрактной системе назначения глав местных администраций;
5) разработать целостную государственную политику в отношении поддержки поселений по переходу их на режим устойчивого развития;
6) осуществить меры, направленные на повышение эффективности рассмотрения судебных споров между органами государственной власти и местной власти.
Необходимо признать, что наша страна (а вместе с ней и органы власти) еще пока находится в переходном периоде. Развитие местной власти - процесс длительный. Поэтому и грядущие изменения в системе организации местной власти надо осуществлять с учетом этих обстоятельств, не обольщая себя надеждой: вот примем новый закон, и все изменится к лучшему.
|