Заключение

Исследование теоретических основ социальной работы с детьми выявило, что к клиентам социальной службы относятся дети группы риска, то есть дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети группы риска (дезадаптированные дети) определены четырьмя основными факторами: возрастными особенностями детей; основными характеристиками семьи ребёнка; деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми; особенностями социально-экономического и социально-политического развития общества.

Социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Управление процессом ресоциализации возможно с помощью социальных технологий. Социальные технологии работы с детьми направлены на адаптацию ребенка.

Основные технологии социальной работы с детьми сводятся к следующим:

- социально-психологические - методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование;

- социально-педагогические - методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования;

- социально-медицинские - лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности;

- социально-правовые - юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции;

- социально-экономические - расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство подростков и их родителей.

- социально-групповые - семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность.

При исследовании вопроса реализации художественных технологий в социальной работе, было выявлено, что с употреблением в научной литературе кроме термина художественно-творческие технологии, используют термины арт-технология и арт-терапия.

Арт-технология – совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе.

Арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности.

Арт-терапевтическая технология в социальной работе с детьми позволяет решать следующие важные социально-педагогические задачи: воспитательные, коррекционные, психотерапевтические, диагностические, развивающие.

В целом благодаря арт-терапевтической технологии происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения.

В качестве рекомендаций по усовершенствованию художественных технологий была предложена методика коллажирования.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности ребенка, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью ребенка, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.

Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние ребенка, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта