Кажд.чел, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв-ся объектом соц-ции. Об этом свид-ует то, что содержание пр-са соц-ции опр-тся заинтересованностью общ-ва в том, чтобы чел успешно прошел полоролевую, семейную, профессиональную и политическую соц-цию и т. д.
Требования к челу в том/ином аспекте соц-ции предъявляют не только общ-во в целом, но и конкретные гр-ы и орг-ции.
Эмиль Дюркгейм, рассм-вая пр-с соц-ции, полагал, что активное начало в нем принадлежит общ-ву, и оно является субъектом соц-ции. Поэтому оно стремится сформ-ать чела «по своему образцу», т. е. утверждая приоритет общ-ва в пр-се соц-ции чела.
Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей в том числе и пр-сы интеграции чела в соц.систему.
Т. Парсонс опр-ял соц-цию как «интернализацию кул-ры общ-ва, в к-ом реб-к родился», как «освоение реквизита ориентации для удовл-ного функц-ния в роли». Универсальная задача соц-ции – сформ-ать у вступающих в общ-о «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отн-ию к системе. Чел «вбирает» в себя общие ценности в пр-се общения со «значимыми другими». В рез-те этого следование общепринятым норм-ным стандартам стан-ся частью его мотив-ной стр-ры, его потреб-ью.
Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социализации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляющие). «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».
Человек как субъект социализации.
Чел стан-ся полноценным членом общ-ва, будучи не т. объектом, но и, что важнее, субъектом соц-ции, усваивающим соц.нормы и кул-ные ценности, проявляя акт-ть, саморазвиваясь и самореал-ясь в общ-ве.
В основу рассм-ния чела как субъекта соц-ции легли концепции амер. ученых Ч. X. Кули, У. И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.
Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что инд-ное Я приобретает соц-ное кач-во в комм-циях, в межличностном общении внутри первичной гр-ы (семьи, группы сверстников), т. е. в пр-се вз/дей-ия инд-ных и гр-вых субъектов.
Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что соц.яв-ия и пр-сы необх-мо рассм-ать как рез-т созн-ной д-ти людей, что, изучая те или иные соц. Сит-ции, необх-мо учитывать не т.соц. обстоятельства, но и т.зр. индивидов, вкл-ных в эти сит-ции, т. е. рассм-ать их как субъектов соц.жизни.
Джордж Герберт Мид, разрабатывая напр-ние, получившее название символического интеракционизма, центр-ным понятием СП считал «межинд-ное вз/дей-ие». Совок-сть пр-сов вз/дей-ия, по Миду, конституирует общ-во и соц. индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того/иного инд-ого Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем вз/дей-ия, в к-ых Я участвует. А с другой – соц. индивид яв-тся источником дв-ия и развития общ-ва.
Идеи Ч.X.Кули, У.И.Томаса, Ф.Знанецкого и Дж.Г.Мида оказали мощное влияние на изучение чела как субъекта соц-ции, на разработку концепций социализации в русле субъект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энцикл-дии по вопросам восп-ния (1985) констатируют, что «последние иссл-ния хар-зуют соц-цию как систему коммун-ного вз/дей-ия общ-ва и индивида».
|