Современная система соц.восп-ия строится на опр.норм-правовой базе. Законодат-ные основы соц-пед.д-ти в интересах детства начали форм-ться в РФ в начале 1990-х гг. в развитие положений Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.). В июне 1992 г. появился указ Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Основные права и свободы человека и гражданина, непосредственно связанные с процессом воспитания, закреплены в гл. 2 Конституции РФ (1993).
Проблемам восп-я детей посвящен ряд статей Сем.кодекса РФ (1995 г.). В ст. 63 и 64 гов-я о том, что род-ли имеют право восп-ть своих детей и несут ответст-ть за их восп-е.
Вопросы воспитания отражены в указе Президента РФ от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях семейной политики». В ст. 8 говорится, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни населения.
В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) вопросы воспитания детей отражены в ст. 2, 14, 32, 50. В них речь идет о принципах государственной политики в области образования, компетенции и ответственности образовательных учреждений, правах и социальной защищенности школьников.
Опр.толчок в становлении нормативно-правовой базы соц.восп-я детей и защиты детства дал принятый и июле 1998 г. ФЗ«Об основных гарантиях правы ребенка в РФ», в котором в качестве важнейших приоритетов гос.заботы о детях названы подготовка к полноценной жизни в обществе, развитие у детей общественно значимой и творческой активности; восп-е высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В 1993 г. была разработана комплексная социальная программа «Дети России», состоявшая из нескольких целевых программ и получившая в 1994 г. статус президентской. Структура каждом целевой программы («Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха» и др.) представляла собой характеристику проблемы, цель и задачи программы, основные направления ее реализации.
В ноябре 2000 г. Правительство РФ утвердило примерные положения «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», «О социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних»; «О социальном приюте для детей»; «О центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Должности соц.пед-га вводятся в штатное расписание консультативного отделения и отделения психолого-пед.помощи в Центрах психолого-пед.помощи населению. Должность соц.педагога предусмотрена Правительством РФ и в Комплексном центре соц.обслуживания населения, в частности, в отделениях психолого-педа.помощи семье и детям, консультативном, реабилитации детей и под ростков с огр.возможностями.
В Концепции модернизации образования на период до 2010 г принятой Правительством РФ 29 декабря 2001 г., воспитание признано приоритетным направлением в образовании, в деятельности всех его субъектов, органичной составляющей частью педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс образования и развития.
К наст.времени формируется совр.концепция детского движения в России. Детские объединения рас-ся как часть общего соц.движения, как важнейший институт социализации подрастающего поколения.
Важной проблемой совр.периода разв-я России является подготовка специалистов, готовых профессионально осуществлять соц-пед.д-ть. Еще в 1989 Гос.комитет СССР по народному обр-ию создал при Академии пед.наук СССР временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа—микрорайон» под руководством В.Г. Бочаровой. Итогом работы этого коллектива стало обоснование новой профессии «соц.педагог». 7 июля 1990 г. коллегия Госкомитета СССР по народном образованию приняла решение «О введении института соц.педагогов», а месяцем раньше (21.06.1990 г.) был издан приказ «Об открытии специальности "Соц.педагогика" для высших и средних спец.учебных заведений». В соответствии с этим приказом были разработаны учебные планы и в декабре 1990 г. направлены во все педаг.учебные заведения.
В апреле 1991 г. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию была утверждена квалификационная характер-ка «Соц.педагог». К началу 1991/92 учебного года вузы страны получили программно-методические материалы.
Концептуальные подходы в сфере подготовки студентов к социально-педагогической деятельности в условиях университета были изучены костромскими учеными (Н.Ф.Басов, 2000 г.). Специфику подготовки социальных педагогов в системе среднего специального образования основательно разрабатывали В.Ш. Масленникова и Г.В. Мухамедзянова (Казань).
Из докторских диссертаций, защищенных в институте педагогики социальной работы РАО в последние годы, можно назвать работу Л.Е. Никитиной «Развитие социальной педагогики в России» (2001). В ней систематизированы исторические предпосылки возникновения социальной педагогики как науки; определены объектно-предметная область и проблемное поле социальной педагогики; разработаны концептуальные основы социально-педагогической парадигмы общественного развития в современном социально-политическом контексте и т.д.
|