Безопасность дорожно-транспортного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.
За 5 лет на дорогах Кировской области с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет произошло 1427 дорожно-транспортных происшествий, в которых 88 детей погибло и 1443 ребенка получили различные травмы. По итогам семи месяцев 2005 года обстановка с предупреждением детского дорожно-транспортного травматизма в Кировской области считается сложной. В 199 дорожно-транспортных происшествиях погибло 7 и ранено 200 детей. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года количество дорожно-транспортных происшествий с детьми в области увеличилось на 27,6%, раненых – на 22,7%, количество погибших сократилось на 12,5%. Количество дорожно-транспортных происшествий, совершению которых способствовало нарушение правил дорожного движения самими детьми, увеличилось на 63,8%.
В решении данной проблемы большое значение имеет объединение усилий представителей различных организаций, а посредническую и организаторскую роль должен взять на себя социальный педагог. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (детского дорожно-транспортного травматизма в том числе). Поэтому ему приходится осваивать различные методы работы, менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.
Много исследований, освещающих те или иные проблемы методов социально—педагогической деятельности появилось за последние десятилетия. Такие ученые - педагоги, как В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Ю.В. Васильева, Л.Д. Демина, Б.З. Вульфов, рассматривая основы социальной педагогики, высказывают в своих работах авторское видение методов социально-педагогической деятельности. Современная теория и практика представляет достаточный выбор методов деятельности социального педагога в решении выдвигаемых проблем.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях по профилактике детского травматизма на дорогах.
Предмет исследования: методы работы социального педагога по профилактике детского травматизма.
Цель: выявить наиболее эффективные методы работы по профилактике детского травматизма.
Гипотеза: предполагаем, что можно повысить эффективность работы по профилактике детского травматизма при условии:
* взаимодействия ГИБДД и образовательного учреждения;
* подбора методов работы с учетом возрастных особенностей детей;
* использования активных форм организации детей.
Задачи:
1. Проанализировать различные классификации методов работы социального педагога.
2. Изучить региональный опыт взаимодействия образовательных учреждений и ГИБДД по профилактике детского травматизма.
3. Разработать и апробировать систему взаимодействия образовательного учреждения с ГИБДД по профилактике детского травматизма.
4. Разработать методические рекомендации для социальных педагогов по решению данной проблемы.
Методы исследования: изучение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, опрос, сравнение, тестирование.
Теоретическая значимость заключается в обобщении регионального опыта по профилактике детского травматизма.
Практическая значимость: заключается в разработке и апробации совместного плана деятельности ГИБДД и образовательного учреждения.
База исследования: школа-лицей №9, г. Слободской.
|