Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Диагностика — важнейший компонент социальной технологии (цель—диагноз — прогноз — программа — внедрение—анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:
-ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;
-измерение и анализ показателей;
-формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.
Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:
-выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;
-уточнение социальной ситуации развития;
-определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи;
-ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.
В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.
Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими требованиями:
соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные, установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание социально-педагогической деятельности с конкретным подопечным;
соблюдать этические нормы;
защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;
обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).
Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать диагностические данные с разными целями:
-социальный педагог — для последующей работы с данным подопечным;
-специалисты-смежники — для формулирования административного решения, постановки профильного или комплексного диагноза;
-сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п.
Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее время нет. Существуют различные варианты, возможно комбинирование или создание собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности.
Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.
|