Коррекц-пед.д-ть имеет опр-ную стр-ру и напр-ния. Ведущими напр-ями яв-ся:
1.корр-щие воздей-ия на реб-ка средовыми факторами;
2.орг-ция уч пр-са;
3.спец подбор куло-массовых и оздоров-ных мероприятий;
4.психогигиена семейного восп-ия.
Коррекц-пед.д-ть в целом осущ-ся на интегративной комплексной основе (диагн-корр-ная д-ть, этиология отклонений, профилактика, форм-ние л-ти с опорой на полож-ные кач-ва). Осущ-ние корр-пед.д-ти предполагает координацию усилий школы, семьи и социума в предупреждении и исправлении в поведении и развитии ребенка.
Критерии нормы:
Относ-ная стаб-сть хар-ра;
тотальность проявлений хар-ра;
соц. дезадаптация,
учет возрастных особенностей и пола,
длительность сохранения расстройства,
допустимы временные колебания в поведении и эмоц-ом состоянии;
необх-ть учета степени нарушения,
учет частоты и длит-сти прояв-ий неблагоп-ых факторов, ситуационная специфичность.
Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
- вид нарушаемой нормы; - психологические цели поведения и его мотивация; - результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; - индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).
Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А.Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.
У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа.
|