Опыт педагогической деятельности А.С. Ма­каренко

Опыт педагогической деятельности А.С. Ма­каренко (1888—1939) по перевоспитанию ма­лолетних преступников широко известен во всем мире.

В 1920 г. А.С. Макаренко предлагается воз­главить колонию для несовершеннолетних пре­ступников, что коренным образом изменило его жизнь. Уже в первые годы работы колонии он разрабатывает принципы отношений воспи­танников и педагогов:

1) равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;

2) четкая организация труда;

3) роль общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания;

4) четкий перечень серьезных проступков: лень, отклонение от тяжелой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива. Однако деятельность А.С. Макаренко нра­вилась далеко не всем чиновникам. В 1928 г. он был снят с должности заведующего колонией, переходит на работу в НКВД, а вскоре прини­мает коммуну им. Ф.Э. Дзержинского.

Концепция социального воспитания А.С. Ма­каренко основана на формировании личности в новых социальных условиях. Он полагал, что в условиях трудовой колонии возможно воспи­тать нового человека, советского гражданина, коллективиста.

А.С. Макаренко осуществлял свою педа работу в условиях становления совет­ского государства, поэтому во многом она была политизирована. Педагог активно подчеркивал, что только коммунистическое воспитание спо­собно противостоять мещанству и порокам вос­питания, оно является «общим и единым, даст возможность каждой личности развить свои задатки и способности». В качестве методов коммунистического воспитания он выделял общественное мнение, соревнование, поощре­ние, наказание, систему перспективных линий.

Сформулированный им принцип коллективисткой педагогики следую­щий: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему».

Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию сознательной дисциплины, что воз­можно в единстве коллектива и дисциплины.

Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова выде­ляют актуальные для современного социально­го педагога идеи А.С. Макаренко:

1. умение создавать детский коллектив, объе­диненный разумным, творческим, произво­дительным трудом;

2. создание детского самоуправления, различ­ные формы которого были школой для каждо­го воспитанника;

3. создание особых отношений между воспитан­никами и воспитателями;

4. широкий круг методов в создании коллектива.

Теория воспитания личности в коллективе была разработана в отеч. пед-ке в20-30г. Теоретич. основы концепции воспитания личности в коллективе были разрботаны Макаренко, Сухомлинским. На более поздних этапах – Иванов, Никонова, Гордин, Коротов, Лихачев.

В пед. практике теории и практике А.С.Макаренко:

- дано определение сущности коллектива (единство цели, совместная деятельность, отношения ответственной зависимости)

- сформулированы осн-е признаки коллектива (наличие выборных органов, чувство защищенности, преемственность и традиции)

- описана технология формирования коллектива

- сформулирован закон жизни коллектива (движение-форма жизни коллектива, остановка-смерть)

- определены принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии)

- разработан механизм взаимод-я личности и коллектива (методика параллельного действия, основанная на том, что к личности предъявляют единые требования и коллектив, и педагог)

- в ряде художественно-пед. произведений описан практический опыт создания коллектива («Пед-кая поэма», «Флаг на башнях»)

- пед. замысел (цели и содержание деятельности в неопределенный воспитательной ситуации)

- механизмы его реализации (детско-взрослая общность, система разновозрастных отрядов)

- демонстрация образов пед. действия в «живой» коммуникации (выступления перед пед. общественностью с анализом опыта создания колонии им. Горького и коммуны Дзержинского)

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта