В условиях низкой мотивации обращения детей из неполных семей Центра детского творчества за социально – педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с детьми из неполных семей как патронаж. Это одна из форм работы специалиста по социальной работе, представляющая собой посещение занятий в детских объединениях Центра детского творчества. Посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей и ребенком объединением, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь [18, с. 49].
Патронаж, как одна из составляющих социальной поддержки детей из неполных семей, дает возможность наблюдать детей в их естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения детей, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать ребенка о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может производиться со следующими целями:
– контрольные: оценка состояния семьи, детского объединения и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей, детским объединением, ребенком повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями, детьми и руководителем детского объединения рекомендаций и прочего;
– адаптивно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.
Из всех проблем, стоящих перед ребенком из неполной семьи, для специалиста по социальной работе наиболее важной является проблема адаптации и социальной интеграции ребенка в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи ребенка, то есть состояние неполной семьи в процессе интеграции ребенка в обществе. Этот процесс возможно улучшить социальным сопровождением как ребенка, так и всей семьи [10, с. 139].
Для специалиста по социальной работе важны структурные характеристики неполной семьи: стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая), количество детей (многодетная, малодетная), пол родителя (отцовская или материнская семья); функциональные, а также важны индивидуальные особенности ее членов.
К ним относятся: социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи. А также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального работника Центра детского творчества, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с детьми из неполных семей. Консультирование, предназначено для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Специалист по социальной работе Центра детского творчества в своей работе, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, художественные аналоги, мини – тренинги и другое. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и, выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы детей их родителей, повысить их реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к детям и детей к родителям [18, с. 47].
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|