Один из признаков нашего времени – большое число детей, растущих без отца или без матери. Статистика показывает, как много внебрачных детей, сколько случаев распада семей и какое развитие получили эти показатели в последнее время.
О детях, которые воспитываются в неполных семьях, можно услышать удивительно противоположные мнения. Одни утверждают, что это всегда плохо, другие говорят, что это не имеет значения, третьи убеждают, что очень много успешных и выдающихся людей было воспитанно в неполной семье.
В своей работе мы придерживались точки зрения, что сам факт, когда ребенок воспитывается одиноким родителем, не способствует появлению каких-то отклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на него глубоких специфических черт. Дело в том, что воспитание в таких условиях труднее и возможны определенные опасности, которым необходимо уделить повышенное внимание. Конечно, нельзя считать идеалом, когда дети растут без отца или без матери, но уж если такое случилось, то воспитательные трудности можно снизить до самой минимальной меры. Здесь необходима помощь специальных учреждений, квалифицированных специалистов, способных уравновесить чаши весов между благоприятным и неблагоприятным, и даже добиться перевеса в лучшую сторону.
В первой главе курсовой работы, мы попытались рассмотреть обстоятельства, при которых возникают и формируются неполные семьи проблемы возникающие у детей из неполных семей. Такими проблемами являются: материальная проблема, проблема социальной адаптации ребенка. Психологические проблемы, проблемы во взаимоотношениях с со сверстниками и взрослыми, проблема самоопределения ребенка проблема «неполноты» семьи. В современных условиях ребенок из неполной семьи становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и т.д. От разрешения проблем неполных семей во многом зависит будущее страны, так как эта категория семей довольно-таки многочисленна [22, с. 91–100].
Специалист по социальной работе учреждения дополнительного образования не может решить за ребенка из неполной семьи все проблемы, он должен лишь активизировать его на решение возникающих проблем, подключив к их решению необходимых специалистов, родителей, педагогов. Добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.
Вторая глава исследования полностью посвящена деятельности специалиста по социальной работе по социальной поддержке детей из неполных семей в условиях Центра детского творчества. Объектом воздействия специалиста по социальной работе могут быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья в целом.
Социальная поддержка детей из неполных семьей в условиях Центра детского творчества будет эффективной, если будет основана на комплексном подходе. Она предполагает изучение и использование различных методик по определению эмоционально-психологического климата семьи, характера взаимоотношений детей и родителей, самооценки детей, степени ожиданий и удовлетворенности образовательных потребностей родителей и детей. Изучение данных демографии, социологии и социальной психологии (исследования и анализ удовлетворенности семейными отношениями, причин семейных конфликтов). Педагогики (воспитательная функция семьи), права, этнографии (быт, культурные особенности); истории, философии и религии. Социальный работник в Центре детского творчества занимается в процессе социальной поддержки детей из неполных семей основами всех вышеперечисленных видов помощи.
Таким образом, в данной работе изучены социальные проблемы детей из неполных семей, отражены важность и необходимость решения этих проблем, определены содержание и формы работы специалиста по социальной работе с детьми из неполных семей в Центре детского творчества. В процессе анализа научной литературы и практической деятельности Центра детского творчества выяснили, что деятельность специалиста по социальной работе с детьми из неполных семей будет успешной при выявлении и изучении проблем детей из неполных семей, определении путей, форм, методов для осуществления социальной поддержки детей из неполных семей. Задачи можно считать решёнными и цель исследования считать достигнутой.
|