Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества. Основанием субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, общие виды деятельности, определенные политические взгляды.
Из всех социально - демографических групп феномен субкультурности больше всего присущ молодежи.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
С этих позиций особый интерес представляет студенческая субкультура. Студенчество – самостоятельная, социокультурная общность, которая функционирует в системе высшего образования и «выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а личность» (Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников). Главной функцией этого производства является образовательная деятельность.
Таким образом, студенчество – это специфическая социокультурная группа, обладающая определенной спецификой поведения, ценностными ориентациями, моделями поведения, обусловленными получением высшего образования.
Система образования, охватывает в основном молодежь, оказывается питомником специфической субкультуры высшей школы, органичной частью и системообразующей ценностью которой стал непрерывный процесс обновления интеллекта. Можно говорить о наличии различных субкультур в среде самого студенчества. Наиболее значимыми являются субкультуры образовательной деятельности студентов.
Мартин Троу, например, выделяет четыре субкультуры:
«Коллегиалы» - любят устраивать вечеринки и заниматься спортом; книги; хорошие оценки имеют для них лишь второстепенное значение.
«Профессионалы» - стараются хорошо учиться, но их мало волнует «академическая» деятельность профессоров, ведь она не повлияет на карьеру студентов в будущем.
«Академики» - увлечены учебой от души, а не ради выгоды; в дальнейшем они часто учатся в аспирантуре и становятся преподавателями.
«Нонконформисты» - или представители так называемой богемы, не придают важного значения ни научным, ни профессиональным интересам; они предпочитают вести особый образ жизни и с презрением относятся к господствующим ценностям «обывательского» общества.
В отечественной литературе данная проблема рассматривалась через характеристики типов личности студентов
Ростовские социологи Рубин Б.Г. и Колесников Ю.С. выделяют три основных типа личности студентов по критерию стиля их деятельности и поведения в сфере обучения и познания.
По их мнению, для первого тип личности студентов характерным является деятельность, которая отличается широким подходом к целям и задачам обучения в вузе.
Интересы студентов сосредотачиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
Второй тип личности студентов характеризуется ориентацией на узкую специализацию. Здесь познавательная деятельность студентов также выходит за рамки учебной, однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».
|