Таблица 1.1. План сбора первичной информации (данных)
Методы исследования |
Наблюдение |
Эксперимент |
Опрос |
Орудия исследования |
Анкета |
Механические устройства | |
План составления выборки |
Единица выборки |
Объем выборки |
Процедура выборки |
Способы связи с аудиторией |
Телефон |
Почта |
Контакт |
Методы сбора данных при проведении социологических исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечают большее число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются:
- четко определенные формат собираемых данных и источники их получения;
- обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем , что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры (9, 18).
Существует три способа сбора первичных данных, а именно :
- наблюдение;
- эксперимент;
- опрос.
Существует четыре основных метода сбора первичных данных:
- наблюдение;
- эксперимент;
- опрос;
- имитация (1, 3).
Наблюдение - метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями.
Существует четыре способа проведения наблюдений:
1. Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением потребителей.
Непрямое наблюдение изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение потребителей.
2. Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают.
Скрытое наблюдение, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают.
3. Структурированное наблюдение, когда наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать.
Неструктурированное наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения.
4. Наблюдение осуществляемое с помощью человека.
Механические средства.
Для успешного проведения наблюдений должны выполнятся определенные условия:
1. Наблюдения должны осуществляться на относительно коротком отрезке времени.
2. Наблюдаемые процессы и явления должны быть доступны для наблюдения, протекать на публике. Этому требованию не удовлетворяет, например, частная беседа.
3. Наблюдениям следует подвергать только такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся, систематическая деятельность, которую респондент не в состоянии хорошо запомнить.
Наблюдение является весьма трудоемким методом. Оформление итогов наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем само наблюдение (6).
Метод фокус-группы. - группа от 8до 12 человек желающие принять участие в дискуссии на определенною тему.
Участникам дискуссии выплачивают определенную денежную сумму. Работу группы записывают с помощью аудио - и видеотехнических средств, а её результаты являются основанием для проведения количественных исследований , например использование метода опроса.
Перейти на страницу: 1 2 3
|