Наиболее часто применяются в социологических исследованиях следующие типы выборок.
Случайная выборка – это отбор людей из генеральной совокупности на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для каждого элемента генеральной совокупности попасть в число опрашиваемых. Основными трудностями, с которыми сталкиваются социологи при осуществлении случайного отбора респондентов, обусловлены двумя обстоятельствами: невозможностью получения полных списков генеральной совокупности; разной степенью доступности респондентов и их готовности участвовать в исследовании.
Систематическая выборка представляет собой процедуру отбора определенного элемента из списка элементов изучаемой совокупности с использованием определенного "шага", т.е. через определенное количество номеров (например, в жилом массиве опрашиваются жильцы каждой пятнадцатой, начиная с первого номера списка, квартиры) причем номер первого элемента выборки часто определяется случайным образом.
Квотная выборка – это отбор опрашиваемых людей с конкретным набором характеристик, осуществляемый квотами (долями, частями) от каждой определенной группы населения в соответствии с заданными пропорциями. При построении данной выборки учитываются характеристики, непосредственно связанные с базисными признаками исследуемой совокупности (пол, возраст, образование, доход, тип поселения и т.п.).
Кластерная (гнездовая) выборка представляет собой отбор объектов для исследования, в качестве каковых выступают кластеры (гнезда) более мелких единиц. Преимущества ее состоят в том, что значительно проще осуществлять отбор и обследование нескольких компактных групп, чем десятков или сотен отдельных единиц.
Маршрутная выборка представляет собой вариант систематического отбора и заключается в извлечении из списка квартир в домах, упорядоченного по улицам исследуемого населенного пункта.
Стратифицированная (районированная) выборка – такой вид выборки, при котором отбору единиц измерения предшествует процедура стратификации, т.е. расслоение исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупаности, называемые слоями, стратами. Данная процедура предполагает деление населения на страты, подходящие для определенного изучения, например, определенного социального класса, электоральных предпочтений, уровня дохода или статуса занятости /безработицы. Избираемый объем выборки в таком случае распределяется между стратами пропорционально их численности в генеральной совокупности, что позволяет обеспечить для каждой из страт одинаковую вероятность быть отобранной для исследования. В тех случаях, когда построение выборки осуществляется на основе выделения социальных слоев, она называется стратифицированной, когда же дифференциация исследуемых групп производится по территориальному принципу, выборку называют районированной.
Многоступенчатая выборка строится на основе применения поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для отбора на следующем этапе.
Одна из ключевых проблем, встающих, как правило, перед социологом, решающим: доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объема выборочной совокупности – это проблема не столько статистическая, сколько содержательная.
Иными словами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, связанных с проведением исследования: его целей, содержания, методов и, в первую очередь – от следующих:
– используемые в исследовании методики сбора первичной информации;
– уровень однородности генеральной совокупности;
– цели и задачи исследования;
– требующаяся точность получаемой информации.
Что касается первого из названных факторов, то его влияние на объем выборки очевидно: чем более точен и надежен метод – тем меньше объем выборочной совокупности. Одно дело, если мы использовали почтовый опрос, другое – личное интервью. Во втором случае мы, естественно, можем остановиться на минимальной границе избранного объема выборки.
Учет при определении объема выборочной совокупности другого из названных факторов также достаточно прост. Дело в том, что генеральная совокупность, из которой выделяется в процессе исследования выборочная, может быть как гетерогенной, т.е. весьма неоднородной (к примеру, мы должны исследовать в отношении некоего товара потребительское поведение всего населения города, среди которого: и мужчины, и женщины; и молодые, и пожилые; и образованные, и малообразованные, и т.п.), так и гомогенной, т.е. достаточно однородной (к примеру, мы изучаем потребительское поведение молодых матерей в отношении памперсов или молодых ребят по поводу оценки различных марок мотоциклов). Очевидно, что во втором случае, т.е. когда имеет место высокая степень гомогенности генеральной совокупности, мы можем ограничиться достаточно малым объемом выборки.
Перейти на страницу: 1 2 3
|