Сеть специального (профессионального) образования

Специальное (профессиональное) образование – это процесс и результат овладения определенным уровнем знаний и навыков деятельности с конкретной специальности и профессии. Специальное образование базируется на общем и политехническом образовании. Система профессионального (специального) образования в 20-е годы включала разные виды школ ученичества, кустарно-промышленные школы, учебно-ремонтные мастерские, профессиональные школы, разные виды профессиональных курсов, вечерние рабочие техникумы, дневные техникумы и институты.

Украинская концепция и модель образования обуславливали создание системы профессиональных вертикалей, которые обеспечивали профессиональную последовательность обучения в разных типах учебных заведений. Первой ступенью в этой системе профессиональной подготовки были школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), горнопромышленного ученичества (ГПУ), школы ученичества на железной дороге, строительства и в сельском хозяйстве, которые строились на базе четырехлетней школы для подростков, которые работали на производстве.

Сеть школ ФЗУ не полностью удовлетворяла потребности промышленности в квалифицированных работниках. Относительная неразвитость сети этих школ отмечалась в августе 1925 года вторым Всеукраинским съездом рабочего образования, где указывалось на необходимость расширения школ ФЗУ как одного из основных источников пополнения производства квалифицированными кадрами рабочих. В 1929 году ФЗУ удовлетворяли потребности промышленности только на 40%.

К концу 1921 года на железных дорогах Украины была создана сеть профессионально-технических учебных заведений. Важное место в ней занимали школы ученичества, которые готовили квалифицированных рабочих для служб связи. Вопросы расширения сети школ ученичеств в 1921-1922 годах постоянно затрагивались на сборах станций Николаев, Дебальцево [31-32]. Вместе тем в начале 20-х годов сеть школ ученичества удовлетворяла потребности транспорта в квалифицированных работниках только на 25% [33]. В связи с этим ЦК КП(б)У в октябре 1922 года предложил создать дополнительное количество школ ученичества на дорогах Южной округи путей сообщения и расширить количество мест в уже действующих школ ученичества, а также создать на транспорте Украины ученические бригады [34].

На основе этих рекомендаций в 1923 году школы ученичества были созданы в Екатеринославле, Киеве, Житомире и других городах [35].

Наряду со школами ученичества на железной дороге для подготовки шахтеров, строителей и сельскохозяйственных работников создавали школы горнопромышленного ученичества (ГПМУ), строительного и сельскохозяйственного ученичества. Школы (ГПМУ) имели два направления подготовки: механическое и горное. Наблюдается численное увеличение сети этих школ. В тоже время школы ГПМУ не обеспечивали увеличивающиеся потребности горной промышленности в квалифицированных кадрах, что обусловило стремительный рост их сети в 30-е годы. Сети школ строительного и сельскохозяйственного ученичества не имели широкого развития.

К сети школ ученичества примыкали кустарно-промышленные школы, школы рабочих подростков, школы бригадного ученичества, учебно-ремонтные мастерские. Каждая из перечисленных структур имела собственную специфику в подготовке специалистов, но именно из-за этой специфики сеть вышеуказанных типов учебных заведений была относительно малочисленной.

На протяжении 20-х годов три раза проходила структурная реорганизация школ ученичества, которая изменяла типы организации школ и цели подготовки учеников. Наиболее жизнеспособными оставались школы ученичества на больших предприятиях, которые осуществляли подготовку квалифицированных работников основных специальностей. Данный тип школ ученичества количественно доминировал среди последних во всех отраслях народного хозяйства. Структура сети школ ученичества развивалась и укреплялась в зависимости от потребности народного хозяйства.

Создавались профессиональные школы, куда брали выпускников семилетних единых трудовых школ. Эти школы готовили специалистов для народного хозяйства со средней специальной подготовкой. Активное формирование сети профшкол началось летом 1920 г. Они создавались на базе ремесленных училищ, сельскохозяйственных школ, техникумов. После 1921 г. происходит ежегодное уменьшение сети профшкол и уменьшение численности учеников. Но в конце 20-х годов профшкола считалась образцовым учебным заведением, в котором совмещалась специальная и общая подготовка учеников. Вместе с тем в процессе унификации системы образования украинские профшколы были ликвидированы (в 30-х годах). На их материальной базе созданы были школы ФЗУ и техникумы.

К структуре сети профессиональных школ входили учебные заведения индустриально-технического, социально-экономического, сельско-хозяйственного, медицинского и художественного профиля. В начале 20-х годов в структуре сети профшкол преобладали учебные заведения индустриально-технического профиля.

Перейти на страницу: 1 2

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта