Комплектация коллективов студентов

В самом начале 20-х годов комплектование коллективов студентов осуществлялось на общедемократических положениях и с помощью экзаменов. Анализируя этапы комплектации коллективов студентов, газета Харьковского института народного хозяйства указывала, что «до 1921 г. в Украине в высших учебных заведениях преобладала политика «открытых дверей» и что никакие социально-классовые ограничения не существуют к желающим попасть в высшие учебные заведения [47]. Начиная с 1921 года приём в ВУЗы проходил по разнарядке Главпрофа. В апреле 1921 года коллегия Главпрофа подтвердила своё предыдущее решение, по которому свободное поступление в вузы отменялось, а вместо него набор студентов осуществлялся через систему командировок [48]. Право командировать в ВУЗы получили партийные, профсоюзные, советские, комсомольские органы. Приём в ВУЗы художественного профиля осуществлялся не по социальному происхождению, а по талантам. В музыкальную академию в Харькове в 1921 году были зачислены 15 студентов к классу профессора Луценко исключительно по этому принципу [49].

Вступительные экзамены в вузы официально с 1921 г. были запрещены. Но отмена конкурсных экзаменов при поступлении в вузы привела к падению качества знаний, а уровень подготовки многих абитуриентов не давал им возможности учиться в высшей школе. Поэтому сами вузы были вынуждены устанавливать коллоквиумы для абитуриентов по специальным дисциплинам, чтоб каким-то образом проверить качество знаний будущих студентов. Абитуриентов со слабой подготовкой при наличии свидетельства про командировку зачисляли условно. Первый триместр считался проверочным, а потом засчитывали в состав студентов. Таким образом, вузы отсевали особ с командировками, которые были не в состоянии получить высшее образование. А некоторые командированные студенты просто не появлялись в вузах. Центральная проверочная комиссия по приему в вузы в 1924 г. установила большой процент лиц, засчитанных в вузы без командировок. Они занимали места тех, кто имел слабую подготовку или не появлялись в вузах по тем или иным причинам.

Система командировок была ошибочным шагом и не достигла поставленной цели. Поэтому в 1926/27 учебном году распоряжение Наркома и систему командировок отменили.

В 1927/28 учебном году были установлены новые критерии комплектации студенческих коллективов. Инструкция, присланная во все приемные комиссии Украины, ставила за цель приём в ВУЗы как «рабочие кадры, так и академически подготовленных к учёбе в высшей школе лиц». Отныне вступительные экзамены сдавали все абитуриенты, а зачисление в состав студентов происходило так званым «куриальным принципом». Устанавливалось пять курий: рабочие, селяне, трудовая интеллигенция, служащие, кустарники. Для каждой вертикали вузов утверждались соответственные соотношения куриям.

В вузы начала попадать талантливая молодёжь, которая представляла более широкие слои населения, а в институтах и техникумах начал формироваться культ знаний. Но в следующем 1928/1929 учебном году куриальные соотношения были изменены в сторону доминирования рабочих, а талантливая молодёжь из других социальных слоёв оставалась вне вузов.

Но в целом установление куриальное системы при зачислении в вузы бала шагом вперёд на пути демократизации принципов и критериев комплектования коллективов студентов. Если по системе командировок представители интеллигенции, служащие, предприниматели формальнее не имели права попадать в институты и техникумы, то по куриальной системе за ними закреплялось фиксированное представительство в студенческих коллективах. Однако такой способ регулирования социального состава студенчества нельзя считать целиком удовлетворительным. С ним можно согласиться как с вынужденным временным явлением, в условиях формирования системы образования.

Вторым способом регулирования состава студенчества были так называемые социальные «чистки», которые имели негативный характер и последствия. Следует отметить, что система «чисток» социального состава студенчества сложилась уже в начале 20-х годов. В ходе этих проверок из вузов преимущественно отчислялись представители интеллигенции, служащие и предприниматели. Среди них большой процент составлял «академический балласт» - вечные студенты, которые только числились в списках. Так, в 1921 году из вузов было отчислено 4 тыс. «разных контрреволюционных элементов» и 7 тыс. таких, «которые только считались студентами».

Перейти на страницу: 1 2

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта