Новая система образования, которая установилась и развивалась в Украине в 20-х годах, была целостным образовательным комплексом. Этот комплекс состоял из таких элементов, как украинская концепция и модель образования; отдельные отрасли образования (профессиональные); сеть и структура учебных заведений, их система подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических кадров; материальное обеспечение и социальная защита педагогов. Каждый из элементов этого комплекса является необходимым для рассмотрения главного вопроса: какая же была деятельность студенческих организаций, в чем их суть и каково их значение. Обзор этих элементов позволил нам более комплексно и углубленно рассмотреть данную проблему.
Осуществление принципа целостного образовательного комплекса принесло существенные общественные, культурные и экономические заслуги. Руководство целостным образовательным комплексом было сосредоточено в руках Народного комиссариата образования, а отдельные отрасли образования подчинялись Главному управлению социального воспитания, Главному управлению профессионального образования и Главному управлению политического образования. Построение целостного образовательного комплекса в Украине стало возможным благодаря созданию в обществе атмосферы общегосударственного, всенародного восприятия развития образования, постоянной опеке о приумножении интеллектуального и духовного потенциала нации, активизации усилий всего общества, нацеленных на выведение образования на уровень достижений мировой цивилизации, привлечение к развитию образованию всех государственных, гражданских, приватных учреждений, семьи, каждого гражданина. Украинская концепция и модель образования были достаточно оригинальными, поэтому построенная на их основе система образования имела свои особенности. Она опиралась на так называемый «материальный» подход, который отстаивал практическую подготовку специалистов, исходя из идеи прагматизма, и мела четкое специальное (профессиональное) направление.
Особенностью украинской системы образования следует считать реализацию концептуального тезиса про обучение на родном языке. Была создана сеть учебных заведений с украинским языком обучения. Построение сети единых трудовых школ по языку обучения было настроено на достижение соответствующей пропорции между национальным составом населения Украины и сетью национальных школ.
Были ликвидированы украинские университеты как форма учебных заведений. В первой половине 20-х годов базовой формой высших учебных заведений были техникумы, которые готовили специалистов вузовского профиля. Во второй половине 20-х годов приоритет отдавался институтам, где осуществлялась подготовка специалистов широкого профиля. В это время крупные техникумы были превращены в институты.
В работе выучена государственная языковая политика в отрасли образования, показан процесс перестройки сети учебных заведений по языку обучения, прослежена динамика приема в институты по национальному признаку и проанализирован процесс подготовки национальных педагогических и национально-педагогических кадров. Сделан вывод, что национальная политика в отрасли образования была демократической, сопутствовала возрождению и развитию украинского языка и культуры.
Основным вопросом в нашей работе есть деятельность организаций общестуденческого представительства, студенческих экономических организаций и студенческих профсоюзов, некоторых студенческих организаций политического направления, таких, как центральное бюро коммунистического студенчества и губернских бюро, комитетов небогатых крестьян в вузах. Рассмотрение этого вопроса позволило сделать вывод, что в начале 20-х годов была обновлена деятельность студенческих формирований так называемой «старой школы», а также новых студенческих организаций, которые действовали параллельно и самостоятельно. Они обеспечили для студентов необходимый уровень физического существования и возможности для получения образования.
Изучение системы образования, которое сформировалось в Украине в 20-е годы, на мой взгляд, помогло конкретней и понятней раскрыть вопрос о студенческих организациях этого периода, которые помогли формированию интеллектуального и культурного потенциала.
|