Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: «трудные», трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети «группы риска» и др.
Несмотря на то, что социально-педагогическая служба включена неотъемлемой частью в многообразие педагогической образовательной системы школы, она имеет свои цели, содержание, методы и средства деятельности.
Цель социально-педагогической деятельности в школе — это профилактика школьной и социальной дезадаптации, профилактика отклоняющегося поведения учащихся, одной из разновидностей которого и является детская безнадзорность.
Основное направление деятельности — это организация оперативной, конкретно-личностной помощи учащимся, когда у них возникают трудности и проблемы социального плана, конфликтные и кризисные ситуации, отклонения в поведении, обучении, общении, являющиеся барьером для получения основного образования и влияющие на качество обучения в школе.
Конечно, как показывает практика, многообразные школьные трудности имеют различные причины, а сложность
их выделения обуславливается их неоднозначностью, многовариантностью, наложением одной на другую, что создает своеобразное сочетание у каждого конкретного ребенка. И, тем не менее, из всего многообразия факторов, обуславливающих детскую безнадзорность, хотелось бы выделить основные: нарушение механизма заботы о несовершеннолетних в семье или ее некачественные характеристики, а также дефекты школьного воспитания: игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, их социального самочувствия.
Общеизвестно, что у социального педагога на первом месте стоит функция педагогического влияния на отношения учащихся и родителей, учащихся и учителей, учащихся и
их
сверстников, родителей и учителей, функция поддержки и защиты. Имеется в виду не только защита социально-юридического плана, а также защита прав ребенка на:
- адекватное его природным задаткам и возможностям обучение;
- своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на профессиональном уровне;
- развертывание возможностей микросоциума (т.е. школы и семьи) к потребностям ребенка и его конкретным психофизиологическим, этническим особенностям.
И, естественно, сюда входит защита школьника от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав.
Модель деятельности социально-педагогической службы школы предусматривает работу со всем контингентом учащихся, но чаще всего в поле деятельности оказываются те, которых обычно называют «трудными», т.к. именно у них возникают проблемы в сфере обучения, которые находят свое воплощение:
- в стойкой неуспешности в обучении и негативном отношении к учебе;
- «школьной фобии»;
- неадекватном поведении;
- систематических пропусках или
отказе от посещения школы.
И основная задача социального педагога — своевременное и как можно раннее выявление таких детей, составляющих группу риска по школьной дезадаптации. Пути выявления разные:
- из бесед с классными руководителями, учителями-предметниками;
- обращения родителей, родственников;
- проведение собственных диагностических исследований:
- социального статуса ребенка в школе и семье, его самооценки, его отношения к школе (в настоящее время начали использовать опросник «Анализ семейной тревоги», позволяющий диагностировать самочувствие ребенка в семье).
Таким образом, социальный педагог на протяжении всего школьного периода социализации как бы наблюдает за динамикой развития и становления личности проблемного учащегося, управляет этим процессом, регулируя и уравновешивая деятельность школы, семьи и социума по отношению к данному ребенку. Он как бы «ведет» его по жизни, прокладывая вместе с ним особые индивидуальные пути в школьной системе взаимоотношений и строя в «трудных точках» ситуации преодоления проблемы.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает 2 основные составляющие:
- непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая социально-психологическую поддержку ученика в ситуации дезадаптации;
- посредническая деятельность социального педагога, которая, в свою очередь, предполагает:
а) работу с педколлективом (организация педагогических консилиумов, индивидуальная работа с учителем, участие в работе Совета по профилактике);
Перейти на страницу: 1 2 3
|