Интервью, как уже отмечалось, относится к опросным методам социологического исследования. Это специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер называл его «королевским[7]».
Сущностная характеристика этого метода, как, впрочем, и других опросных методов, — целенаправленное, «заданное» социально-психологическое общение интервьюера и респондента (информанта). При этом для интервью характерно непосредственное общение интервьюера и респондента. Эта целенаправленность, заданность ситуации общения проявляется в нескольких смыслах.
Понятие интервью имеет несколько толкований:
· Интервью - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента[8].
· Интервью (с психологической точки зрения) — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.[9]
· Интервью – метод сбора данных социологического исследования, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.(социологический словарь)
· Интервью – особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации[10].
В основе интервью лежит беседа, при которой роли собеседников жестко закреплены, а цели ее заданы извне программой и задачами социологического исследования.
Достоинства интервью:
1. возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, ценностных ориентациях респондентов;
2. повышается искренность и достоверность сведений вследствие непринужденной обстановки ситуации интервью;
3. возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента и проводить корректировку получаемой информации (возможность сочетания с наблюдением);
4. повышается полнота реализации познавательных возможностей вопроса;
5. усиливается положительная ориентация респондента на серьезное отношение к опросу;
6. снимается проблема непоследовательного восприятия вопросов респондентом. интервью социологический анкета эмпирический
Недостатки интервью:
1. требует больших материальных и временных затрат; следовательно высоко влияние интервьюера на содержание получаемой информации;
2. высокая трудоемкость;
3. требует привлечения высокопрофессиональных специалистов.
Процедура интервью предполагает проведение следующих операций: а) выбор объекта (респондента, с которым следует проводить интервью); б) определение места и времени проведения интервью; в) запись ответов и оформление материалов.
В социологических исследованиях используется разнообразный спектр интервью, где существует множество классификаций, сконструированные по разным основаниям. В современной социологии выделяют ряд обязательных классификаций интервью, сформулированных по критериям.
1. По степени формализации, стандартизации и структуризации интервью как комплексный критерий:
а) Стандартизация представляет собой унификацию параметров интервью в рамках конкретного исследования, что обеспечивает возможность сопоставления его результатов;
б) Формализация – придание вопросам определенной формы, облика.
в) Структурирование – установление связи между элементами интервью: вопросами, темами[11].
2. По количеству опрашиваемых респондентов:
а) Индивидуальные, где источником информации является индивид;
б) Групповые – одновременно опрашивается группа людей.
3. По процедуре:
а) однократное;
б) многократное (панельное) интервью предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала;
в) фокусированное, ставящее целью изучение мнений относительно конкретно заданных ситуаций, явлений;[12]
г) глубинное интервью (клиническое, интенсивное), которое используется: для зондажа общественного мнения по различным вопросам; в разведывательных исследованиях; при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых;
д) ненаправленное интервью (дает возможность высказаться респондентам по "наболевшим" вопросам, актуальным, злободневным проблемам дня. В данном случае инициатива в большей степени принадлежит респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения.
3. По способу общения социолога и респондента:
а) личное интервью, проводимое в условиях непосредственного социального взаимодействия;
б) телефонное интервью, опосредованная форма общения с респондентом.
4. По месту проведения Интервью:
а) Интервью по месту жительства;
б) Интервью по месту работы, в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций;
в) Интервью на улице.
5. По цели исследования:
1) Разведывательное, при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле;
|