Социологические представления о социализации

«Социология как наука о формах и изменениях совместной жизни людей, исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение.»[36]

Сложность и многофакторная детерминация процесса социализации обусловливает тот факт, что социализация является объектом исследования многих смежных дисциплин. Причем разные авторы дают свою интерпретацию понятия «социализация».

У М. Вебера определение социализации звучит так: «это процесс интеграции человека в различные виды социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности» [4].

По определению, данному Ж.Тощенко, социализация «представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом» [33].

Таким образом, можно утверждать, что социализация в социологических исследованиях понимается как окультуривание человека, включение его в общество

, как родственного элемента и по сути как специфическая форма присвоения человеком общественных отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. А исследуются как таковые обстоятельства, влияющие на процесс социализации. В общем виде эти обстоятельства можно рассматривать как макро-, микро- и мезофакторы.[16]

Макрофакторы

формирования индивида – это общество в целом как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности индивида. Сюда входит и система общественного воспитания подрастающего поколений, а это, прежде всего, те институты общества, целью которых является воспитание детей: школа и другие учебно-воспитательные учреждения, детские и юношеские организации и др. Вместе с тем в системе общественного воспитания большую роль играют те институты, для которых воспитание подрастающего поколения не является целью, выступающие как одна из их функций: средства массовой информации, профсоюзы, другие общественные организации, трудовые коллективы. Испытывая на себе воздействие этих институтов, индивид получает определенные представления о социально-экономической и общественной практике и становится в той или иной мере причастным к ней.

Когда мы говорим о мезофакторах

социализации индивида, то имеем в виду регион, в котором он живет (Прибалтика, Закавказье, Сибирь и т.д.), – он определяет социально-демографические и национально-культурные особенности воздействия на индивида; населенный пункт (город, индивидуально-культурный, курортный центр; село – большое, среднее, малое, хутор). С этим связано социально-профессиональное состояние населения, социально-культурные воздействия.

Микрофакторы

– непосредственная среда жизнедеятельности индивида: семья, школа, микрорайон, наличие в нем культурные и учебно-воспитательные учреждения, коллективы и группа сверстников, в которую входит индивид. Непосредственное окружение оказывает воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизнедеятельности, в соответствии с нормами, которые характерны для этого окружения.

Негативное воздействие микрофакторов социализации приводит к девиантному, а то и к деликвентному поведению подростков, что показывают исследования многих отечественных социологов (В.Н.Шубкина, Г.А.Чередниченко и др.). То есть одним из определяющих в формировании социально зрелой личности оказывается влияние той среды, в которой происходило развитие индивида.

Перейти на страницу: 1 2

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта